Ребенку 1 год основные понятия. Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев. Познание через подражание и активное участие

Ближе к 1 году у ребенка меняется отношение к окружающим людям. Ребенок постепенно начинает понимать, что может оказывать на них влияние, и активно использует это. Во время игры кроха нередко начинает озорничать. Он неожиданно протягивает маме печенье. А как только она собирается откусить кусочек, малыш одергивает руку и смеется. Ребенок начинает подражать взрослым, что указывает на его способность анализировать их поведение.

Внимательное наблюдение за годовасиком дает повод думать, что его поведению свойственна и игра воображения, которая носит в основном черты подражания: если сегодня мама, напевая колыбельную, качает куклу, следующим вечером ребенок будет делать то же самое. Хотя малыш способен произнести всего несколько слов он стал гораздо лучше понимать их смысл. В речевом потоке ребенок научился различать отдельные слова и предложения.

Пришло время заняться с любимым чадом чтением. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале ребенок будет играть с книгой, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны, стучать об пол. Только после тщательного и подобного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании.

При выборе книжек-игрушек, образующих переходную зону от мира игрушек к миру книг, отдавайте предпочтение изданиям с игровыми элементами, красивыми картинками, грамотным и понятным крохе текстом. Старайтесь читать малышу, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу. Если вы посадите ребенка на колени, ему может, не понравится то, что он не видит вашего лица.

Понимаем своего ребенка

Ваш сын или дочка все больше и больше интересуется названиями предметов. Оказавшись с малышом в магазине, покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются (например, молоко, бананы, хлеб, печенье). Важной особенностью этого месяца является и то, что ваш карапуз все чаще начинает различать в речи окружающих слова, обозначающие действия. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем говорится в песне.

Малыш становится все более общительным. Он охотно знакомится с новыми людьми. И хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего карапуз выражает свое хорошее отношение к ним тем, что протягивает им игрушки. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда семья с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же.

К концу 1 года жизни у ребенка нередко возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться снова. Когда ночью родители уже готовы заснуть, кроха вдруг начинает снова что-то требовать, и сон взрослых прерывается. Если ваше чадо ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите малыша к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения – остаться рядом с кроваткой ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевать колыбельную.

Двигательные навыки ребенка в 1 год

И хотя ваш малыш только что научился ходить, передвигаясь, он способен совершать и другие действия. Он сможет идти и толкать, идти и тянуть, идти и нести игрушки и т.д. Если рядом находится старший брат или сестра, ребенок охотно, подражая им, займется гимнастикой . Он наклонится. Упрется головой в пол, и из этого положения будет с интересом рассматривать окружающих, ожидая при этом их одобрения.

Карапуз научился бросать предметы и теперь тренируется при каждом удобном случае. Иногда он делает это просто ради удовольствия, а иногда ему хочется узнать, куда покатится мяч. Увлеченный, годовасик будет внимательно наблюдать за тем, как мяч отскакивает от стены или как катится через дверь в спальню и закатывается под кровать.

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .

Недавно малыш только родился, а уже исполнился ребенку 1 год. За это время карапуз и родители многому научились. И вот сейчас на пороге второго годика жизни родителей волнует много вопросов, связанных с поведением и развитием их драгоценного чада. Самые важные и интересные из них будут рассмотрены ниже.

Развитие ребенка в 1 год

Внимательные родители с рождения следят за показателями развития и роста своего малыша. Доктор каждый месяц кроху взвешивал, измерял рост. Когда все соответствует нормам, это значит, что развитие идет правильно. И вот карапуз отметил свои первые именины. Сколько должен весить ребенок в 1 год – один из первых вопросов, волнующих большинство родителей.

Рост и вес ребенка в 1 год

Бытует мнение, что этому времени первоначальный вес должен в 3 раза увеличиться. Но дети все разные, одни из них более крупненькие, другие, наоборот, более мелкие. И это нормально. Есть нормы разработанные ВОЗ. Согласно им девочка должна весить от 7 до 11,5 кг. А вес мальчика должен составлять 7,7-12 кг. Следующий важный показатель – рост ребенка в 1 год. Диапазон значений для мальчиков составляет 71-80,5 см, а для девочек 69-80 см. При этом допустимым может быть отклонение на 6-7% в обе стороны.

За первый год жизни кроха из маленького комочка превратился в настоящего человечка со своими особенностями и характером. Когда ребенку 1 год, он умеет:

  • стоять;
  • ходить самостоятельно или за ручку;
  • активно ползать;
  • приседать, вставать;
  • радоваться приходу близких;
  • «танцевать» по любимую музыку;
  • играть в «ладушки», делать «пока-пока»;
  • откликаться, когда его зовут по имени.

Вот сколько кроха уже умеет, но многих мам беспокоит вопрос – чему учить ребенка в 1 год. Сейчас происходит активное становление речи. Задача родителей – способствовать этому: нужно как можно больше читать сказки, разговаривать с ним. Очень важно при этом ребенку в 1 год способствовать развитию моторики. На данном этапе жизни кроха пытается сам кушать и пить. Поэтому стоит поощрять его в этом. Не ругайте, когда он разольет компот или испачкается кашей. Только так карапуз научится все делать самостоятельно.


Режим ребенка в 1 год

Детские доктора считают, что после годика ритм жизни не должен кардинально меняться. Более важно само понятие режима. Когда ребенку 1 год, ему и родителям будет легче, если подъем, завтрак, сон и другие ключевые моменты дня будут происходить каждый день в одно время. Распорядок дня ребенка в 1 год будет примерно таким:

  1. Пробуждение в 7-7.30.
  2. Далее мама с малышом делает гимнастику, проводят утренние гигиенические процедуры.
  3. В 8 утра подходит время завтрака.
  4. После него идет период бодрствования и игр.
  5. В 10 утра уже можно класть кроху на первый сон.
  6. Примерно до 12 малыш спит, потом обедает и в 12.30 наступает время прогулки и активного времяпровождения.
  7. В 15.30 ребенок уже готов второй раз вздремнуть. Этот сон может быть до полутора часов.
  8. В 16.30 наступает полдник.
  9. В 17.00 можно второй раз выйти на улицу.
  10. 19.00 – время ужина, потом вечернее купание, ужин и в половине девятого – сон.

Сколько должен спать ребенок в 1 год?

Суточный сон ребенка в 1 год должен быть примерно 14-16 часов. Из них 11-12 часов – ночной сон, а остальные часы – это дневной сон. Но некоторые малыши взрослеют раньше и уже не хотят спать 2 раза. Это сигнал родителям, что карапуз уже подрос, и его такой режим не устраивает. В таком случае пора перестраивать распорядок и переходить на один сон, который может длиться до 3 часов. Тут важно помнить, что такое решение должно прийти, когда сам малыш к этому созреет.

Режим питания ребенка в 1 год

Взрослых интересует, чем кормить ребенка в 1 год? Сколько раз должен кушать и сколько должен съедать ребенок в 1 год? Ответы на перечисленные и другие вопросы представлены ниже:

  1. Количество приемов пищи в этом возрасте должно составлять 4-5. Если ребенку 1 год, и мама еще сохранила лактацию, это хорошо, но помимо материнского молока малыш уже должен получать полезные вещества из продуктов.
  2. Итак, утром, можно по-прежнему давать кашу. Ее объем составляет 150-200 мл. Как вариант, еще можно предложить паровой омлет. Хлеб лучше выбирать белый. Его количество в день должно составлять до 50 г.
  3. На обед желательно давать до 200 мл первого блюда с 50 г отварного нежирного мяса.
  4. Можно постепенно расширить меню, аккуратно вводя субпродукты и рыбу.
  5. На полдник можно вместо детского творожка уже приготовить творожники со сметаной, творожное суфле. Через день можно дать карапузу галетное печенье с фруктовым пюре.
  6. Ужин годовалого малыша должен состоять из молочных каш или безмолочных, например, с овощами. Иногда допустимы блюда из картофеля, но увлекаться ими не стоит.
  7. Перед сном можно предложить детский кефир.
  8. Кроме еды ребенок обязательно должен получать жидкость. Ее суммарный объем от 12 до 36 месяцев – 100 мл/кг. В качестве питья можно предлагать чистую воду, компоты из свежих ягод или сухофруктов. При этом их желательно не сахарить. Понемногу можно давать натуральные соки, разведенные кипяченой водой.
  9. Важно соблюдать режим питания. Так со временем у ребенка к нужному времени будут вырабатываться ферменты, необходимые для пищеварения. Главное, что при выборе, чем кормить ребенка в 1 год, взрослые должны понимать, что в его питании не должно быть пирожных, копченостей, сосисок и других неполезных продуктов.

Воспитание ребенка от 1 года

Поведение малыша еще не стойкое, нужен постоянный контроль и внимание. Детей сейчас нужно приучать к гигиене – мыть ручки перед едой, приговаривая при этом как это приятно быть чистым. Примерно в это время кроха начинает проявлять интересуется предметами своей одежды. Его нужно всячески в этом поддержать. Пусть малыш сам пытается одеть носочки или колготки. Очень важно учить детей общаться со сверстниками, нужно научить делиться игрушками и не забирать их у других деток. Нужно учить детей состраданию – показывать, что если кто-то ударился, то его нужно пожалеть. Главное, чтобы при ответе, как воспитывать ребенка в 1 год, родные помнили – дети во всем берут с них пример.

Часто приходится слышать от мам, что ребенка будто подменили. Из ласкового солнышка он превратился в ураган, не слушается, протестует. Это кризис 1 года, возрастная психология гласит, что это не страшно и свойственно многим детям. Взрослым сложно принять и понять то, что их чадо подросло. Это вчера они могли играть погремушкой, а сейчас уже нужна компьютерная мышка.

Первая реакция взрослого – запрет! А правильно ли это? Своим плачем ребенок пытается добиться желаемого – этот манипуляторный плач. Взрослые, порой, готовы сделать все, чтобы только успокоить чадо. Главное правило, которое должны помнить взрослые – они должны соблюдать постоянство в своих действиях. Если сейчас разрешили что-то, то нет смысла это запрещать завтра, ребенок этого не поймет. Запрещать нужно то, что угрожает жизни. В примере с мышкой, ребенку можно дать ее в руки, объяснить, как это устройство работает. Все, малыш будет доволен и его интерес перейдет на другое.

Как развивать ребенка в 1 год?

Никакая деятельность с малышом не оказывает такого воспитательного, развивающего воздействия, как чтение. Этот процесс способствует развитию речи, учит концентрировать внимание. Развивающие книги для детей 1-2 года должны быть с яркими иллюстрациями. Это могут быть небольшие стихотворения, сказки, например «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Также есть первые энциклопедии для маленьких детей. В них представлены иллюстрации с изображениями предметов, рассматривая их со взрослыми, малыш будет запоминать названия, тренируя память и речь.

Чем занять ребенка в 1 год, кроме книг? Ответ прост – интересными, развивающими и поучительными играми. Когда ребенку 1 год, важно всячески Малыши обожают возиться в песочнице. Но интересную игру можно придумать и дома. Для этого в кастрюлю насыпают манку и предоставляют карапузу. Сначала он начнет перебирать ее пальчиками. После этого можно спрятать в нее маленькую игрушку, а карапуз пусть ее отыщет. Потом можно предложить чаду ситечко и показать, как им пользоваться. Малыши с удовольствие будут возиться и с мягким пластилином, тестом, пальчиковыми красками. Еще детки в таком возрасте в восторге от игр с водой.


Игры для детей 1 года учат их познавать мир:

  1. учат кроху выполнять действия с различными предметами, которые связаны между собой. Дети с удовольствием будут складывать шарики в коробку, катить их по желобку, собирать матрешки, вкладывая меньшую в большую.
  2. Сейчас малышу начинают нравиться сюжетно-ролевые игры: девочка с помощью взрослого может переодевать пупса, кормить его.
  3. Мальчишки активно начинают интересоваться машинками. Особенно любимы машины-толокары. Будущий водитель сам едет, отталкиваясь ножками и рулит, совсем как папа.
  4. Еще нужно не забывать развивать двигательные навыки. Вместе с детками можно ползать, играть в догонялки, прыгать и бегать.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год?

Сейчас крохе еще совсем не нужны замысловатые игрушки. Юла, барабан, пирамидки – простые игрушки, которые всегда интересны для такого возраста. Годовалый малыш обрадуется пластиковому телефону и будет копировать взрослого. Дети будут с огромным удовольствием играть с посудкой и пытаться кормить мишек и зайчиков. Координации способствуют игры с мячом – малыши его бросают, ловят, толкают. Главный момент: игрушки для детей от 1 года – это качественный товар, без мелких предметов и острых частей.

К году малыш должен уже знать около 12 слов. Ваша задача - обогатить словарный запас крохи. Как это сделать? Читайте ему как можно больше сказок, стихов. В книгах обязательно должны быть яркие картинки. Так, ребенок будет видеть рисунок и слушать вас, тем самым он будет сопоставлять изображения с действиями, которые вы будете рассказывать. В этом возрасте дети уже понимают все то, что говорят ему взрослые, только не могут ответить. Поэтому спрашивайте мнение вашего малыша о прочитанном вами, пусть он будет отвечать непонятно, зато так будет развиваться его речь.

Специальные игры также помогут вам. Показывайте ребенку на картинке корову; изображайте, как она мычит. То же касается и других животных. Здесь вам на помощь могут прийти развивающие мультфильмы.

Разговаривайте с малышом без сюсюканий: он повторяет за взрослыми, копирует их модель поведения, поэтому может начать произносить слова неправильно. Постоянно общайтесь с крохой, даже если он вам не будет отвечать. Он должен слышать правильную речь взрослых, только так ребенок быстро заговорит.

Познание окружающего мира

Годовалые дети познают окружающий мир. Ваш ребенок стал ползать по шкафам, под кроватями, и ему интересны многие вещи? Радуйтесь, ведь так он делает новые для себя открытия. Ни в коем случае не ругайте кроху, а дайте возможность исследовать все интересующие его предметы. Не забудьте убрать все мелкие вещи, в противном случае ребенок может проглотить их.

Физическое развитие

Приучайте малыша делать зарядку. Пусть это будут не нудные упражнения, а веселые танцы под динамичную музыку. Так, ребенку будет обеспечен заряд бодрости на целый день. Также не забывайте про закаливающие процедуры, благодаря которым повысится иммунитет малыша.

Развитие мелкой моторики рук

Необходимо развивать мелкую моторику рук малыша, для этого давайте ему разные по формам и размерам предметы. Пусть он щупает их, переворачивает, перекладывает из рук в руки. Купите специальные игрушки, например, лабиринты с бусинками. Передвигая их, у малыша будет развиваться мелкая моторика.

Прогулки

Гуляя на улице с ребенком, объясняйте ему все, что происходит вокруг. Например, расскажите о проезжающем трамвае, играющих котятах, деревьях, растениях, домах и т.д. Учите малыша различать цвета, формы, размеры; понимать предназначения тех или иных предметов.

Пусть кроха бегает, играет в песочнице, общается со сверстниками. Объясняйте ему, как можно поступать, а как нельзя. Вам только кажется, что карапуз еще пока ничего не понимает, на самом же деле это не так.

Общаясь с другими мамами и их детьми непроизвольно сравниваешь своего ребенка с его ровесниками. И очень сильно переживаешь, если твой ребенок в чем-то уступает соседскому малышу. Масла в огонь часто подливают родственники и знакомые «осведомленные» о том, что должен уметь ребенок в этом возрасте и рассказывающие о каких-то фантастических малышах, умеющих в год чуть ли не читать стихи.

Помимо этого в Интернете много статей с перечнем того, что должен уметь малыш в 1 год, после прочтения которых складывается впечатление, что твой ребенок безнадежно отсталый.

Надо понимать, что у каждого ребенка свои индивидуальные темпы роста и развития. Однако есть определенные возрастные нормы и, если те или иные навыки и умения не сформируются у ребенка к 1 году, то можно говорить о задержке развития.

Давайте попробуем разобраться, что же всё-таки должен уметь годовалый малыш. Ниже мы собрали таблицу развития ребенка в 1 год.

Физическое развитие ребенка в 1 год

По данным ВОЗ средний рост девочек в 12 месяцев составляет 74 см (границы нормы от 71,4 до 76,6 см) при весе 8,9 кг (границы нормы от 7,9 до 10,1 кг).

Средний рост мальчиков в 12 месяцев составляет 75,7 см (границы нормы от 73,4 до 78,1 см) при весе 9,6 кг (границы нормы от 8,6 до 10,8 кг).

Нормы ВОЗ разработаны с учетом того, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, набирают вес медленнее ровесников, находящихся на искусственном вскармливании.

Также хотелось отметить, что к году у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна, показатель того, что зуб скоро появится.

Таблица развития ребенка приведена на основе издания доктора медицинских наук, профессора - Шабалова Николая Петровича.

Развитие ребенка в 1 год соответствует норме если он умеет:

  • ​Уверенно самостоятельно сидеть.
  • ​ Активно ползать (за исключением малышей, которые начинают вставать и ходить, минуя период ползания, что также является вариантом нормы).
  • ​Лазить по лестнице вверх или вниз.
  • ​Забираться на невысокие предметы, мебель.
  • ​Вставать на ножки из любого положения и уверенно стоять на них.
  • ​Ходить при помощи взрослого, держась за одну или две ручки.
  • Кушать с ложки, пить из чашки. Предпринимать попытки самостоятельно пить из чашки и есть ложкой.
  • Держать в руках нетяжелые предметы и перекладывать их с места на место.
  • Показывать рукой на интересующий предмет (указательный жест).

Развитие речи ребенка в 1 год. Умственное и психологическое развитие соответствует норме если он:

  • Понимает значение хотя бы 10-30 слов.
  • Понимает простые бытовые инструкции, типа «найди», «дай», «отнеси».
  • Понимает понятия «можно» и «нельзя».
  • Понимает, когда его хвалят или ругают.
  • Выражает свои эмоции. Плачет или сердится, если его ругают. Радуется, увидев близкого взрослого.
  • Различает интонации голосов и выражения лиц и по-разному на них реагирует.
  • Узнает голоса и лица членов семьи.
  • Реагирует на своё имя, знает имена близких людей или заменяющие их слова «мама», «папа» и т.п.
  • Знает и реагирует на некоторые бытовые звуки - шум машины, лай собаки, звонок телефона.
  • Проявляет интерес к своему изображению в зеркале.
  • Несколько минут удерживает внимание на одном действии, например, рассматривание картинки в книжке или просмотр мультфильма.
  • Лепечет, повторяет слоги, подражает различным звукам, повторяет звуки за взрослыми.
  • Подражает действиям взрослых.

Что действительно должно насторожить в развитии ребенка 1 года:

  • Речь малыша лепетная, практически нет слогов, он не использует слова.
  • Его не интересуют игры с другими детьми.
  • Не стремится подражать действиям взрослых.
  • Не прислушивается к звукам музыки, к речи взрослого.
  • Не обращает внимания на свое отражение в зеркале и не гримасничает.
  • Игры ребенка носят разрушительный, а не конструктивный характер.
  • Не может выполнить простейшие просьбы взрослого, например, найти или принести.
  • Не может удерживать в руках игрушки и не может их подать по просьбе взрослого.
  • Не умеет ползать на четвереньках (некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски, но если надо, то становятся на четвереньки).
  • Не может сделать несколько шагов держась за руки взрослого или ходит с поддержкой за счет опоры на носки.
  • У ребенка выраженное ограничение действий у той либо другой руки.

Если родители заметили один или несколько перечисленных выше признаков, то следует обратиться за советом к педиатру. Надеемся такая таблица развития ребенка в 1 год поможет вам разобраться, что должен уметь малыш.

Что еще почитать