Как правильно поставить якорь психология. Установка якоря у другого человека. Создание психологического якоря «Определение»

"Якоря карьеры" Шейна - это ориентации и интересы определенного человека, побуждающие его к конкретной профессиональной деятельности. По мнению профессора менеджмента Эдгара Шейна, такие якоря есть у каждого из людей, проживающих на нашей планете.

Описание методики

"Якоря карьеры" Шейна могут возникать в начальные годы вашей карьеры и оставаться с вами на протяжении долгих лет. Эдгар Шейн выделил всего восемь ориентаций, к которым стремится все человечество. В число этих ориентаций входят:

  • предпринимательство;
  • профессиональная компетентность;
  • менеджмент;
  • независимость (или по-другому автор называет ее автономией);
  • стабильность рабочего места;
  • стабильность места проживания;
  • объединение (интеграция) стилей жизни человека;
  • служение;
  • вызов.

У каждого человека есть несколько ярко выраженных якорей.

Методика "Якоря карьеры" Шейна применяется для того, чтобы определить, какие из профессиональных ориентаций и ценностей более выражены у того или иного сотрудника. Ориентация определяется по шкалам-якорям.

Шкалы методики

Что же обозначает каждая из шкал-якорей? Это ключевой момент в методике "Якоря карьеры" Шейна:

  • Якорь компетентности в профессии (или профессиональной компетенции) рассказывает о том, насколько сильно сотрудник желает того, чтобы окружающие по достоинству оценили и признали его таланты. Чаще всего такие сотрудники подбирают для себя такие должности, будучи в которых они могут реализовать такую возможность.
  • Якорь менеджмента. Те, кто обладает данным ярко выраженным якорем, любят власть и хотят управлять людьми. Главное желание этих людей - управлять чем-либо, ради этого они готовы даже нести ответственность за других людей, направлять их действия в нужное русло. Для них важен итоговый результат работы.
  • Якорь независимости (автономии). Нужно иметь в виду то, что люди, у которых преобладает данный якорь из всех перечисленных якорей карьеры Шейна, постоянно стремятся к свободе, они желают быть освобожденными ото всяких правил и на дух не переносят дисциплину. Такие люди всегда стремятся жить только по своим правилам.
  • Якорь стабильности рабочего места (стабильности работы). Для таких работников главное - иметь надежный и стабильный заработок на протяжении достаточно долгого времени. Такие сотрудники совсем не любят перемены и не понимают, какой может быть смысл в проектах, которые рассчитаны на короткие сроки, и просто не берутся за их осуществление. В отличие от людей с якорем менеджмента, те сотрудники, у которых более "развит" якорь стабильности рабочего места, редко готовы согласиться на то, чтобы на них возложили тяжелую ношу ответственности.
  • Якорь стабильности места проживания. Сотрудники с таким якорем более склонны оставаться на одном месте довольно длительное количество времени, иначе говоря - они не желают покидать свой дом, родной город. Ради этого они готовы игнорировать все возможные командировки и даже повышения в других городах.
  • Якорь служения. Подобный якорь отвечает за рвение и желание сотрудника быть полезным окружающим его людям. У таких людей всегда благие намерения и они хотят видеть хороший результат своей работы. Работники с этим якорем не смогут (и, соответственно, не будут) работать в организациях, чьи цели и намерения враждебные. Особенно яркое выражение наблюдается у врачей или же ветеринаров.
  • Якорь вызова. Человек с развитым якорем вызова привык делать то, что, по мнению многих, просто невозможно, тем самым бросая вызов окружающим. Сам процесс борьбы за что-либо и какое-то соперничество - это двигатель всей их деятельности. Без этого потока постоянных "вызовов" себе и окружающим сотруднику просто становится скучно, а потому может снизиться любая его активность.
  • Якорь объединения (интеграции) стилей жизни - желание иметь одновременно все. Семья, карьера, саморазвитие - для таких людей важно все. Пожертвовать чем-то одним ради другого они просто не могут.
  • Якорь предпринимательства. Человек с развитым якорем предпринимательства имеет потребность создавать что-либо и реализовывать все свои идеи.

Опросник "Якоря карьеры" Шейна

Выявить, какие якоря наиболее развиты у того или иного человека, возможно с помощью определенного теста. Это такой опросник, который содержит в себе сорок один вопрос. На каждый из вопросов работник должен дать ответ по шкале от одного до десяти:

1 - то, о чем говорится в вопросе, меня абсолютно не интересует. 10 - тема, затронутая в вопросе, исключительно важна для меня. Результатом теста является среднее арифметическое число от суммы всех баллов, которые получил тестируемый по всем из восьми якорей.

Где проводятся такие тесты и для чего

Тесты "Якоря карьеры" Шейна обычно применяют для того, чтобы определить уровень профессиональной мотивации. Применяют ее На сегодняшний день такой тест может пройти любой желающий, даже не выходя из дома, - в сети Интернет. Но при получении результата интернет-теста стоить помнить и о том, что ваши результаты проверяли не специалисты, а лишь система, поэтому итоги таких тестов не стоит воспринимать слишком серьезно. Если же это имеет для вас слишком большую значимость, то стоит обратиться к престижному психологу, дабы получить верный и точный результат вашего тестирования.

Как посчитать баллы

Суммируются баллы по каждому из восьми якорей (соответствие якорей и номера вопросов их баллов будут представлены ниже в ключе к тесту). Нужно суммировать баллы по каждому из восьми рядов и разделить их на количество вопросов, связанных с ними (везде пять, кроме "стабильностей").

Ключ к тесту

  • Якорь компетентности в профессии: один, девять, семнадцать, двадцать пять, тридцать три.
  • Якорь менеджмента: два, десять, восемнадцать, двадцать шесть, тридцать четыре.
  • Якорь независимости (автономии): три, одиннадцать, девятнадцать, двадцать семь, тридцать пять.
  • Якорь стабильности места работы: четыре, двенадцать, тридцать шесть.
  • Якорь стабильности места проживания: двадцать, двадцать восемь, сорок один.
  • Якорь служения: пять, тринадцать, двадцать один, двадцать девять, тридцать семь.
  • Якорь вызова: шесть, четырнадцать, двадцать два, тридцать, тридцать восемь.
  • Якорь объединения стилей жизни: семь, пятнадцать, двадцать три, тридцать один, тридцать девять.
  • Якорь предпринимательства: восемь, шестнадцать, двадцать четыре, тридцать два, сорок.

Методика «психологического якоря» при обучении русскому языку

Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске эффективных методов и приёмов повышения качества знаний.

Большую роль играет знание психологических особенностей запоминания информации. Суть методов, использующих психологический инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические проблемы обучения и привить правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и быстрое усвоение школьного материала.

Традиционное обучение предполагает использование возможностей левого полушария. Однако традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Ведущие представители нейропедагогики подтверждают это в своих работах. Профессор Трауготт пишет: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». Профессор Хризман, рассуждая о современных методах обучения и переживая за судьбу нации, говорит: «Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор же Колесов утверждает: «Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятие, но и понять комплексно». По мнению современных представителей НЛП, опираясь на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, можно достичь немалых успехов в обучении детей.
Моя методика - трансформация известного в нейролингвистическом программировании «метода якоря». Она учитывает гармоничную работу правого и левого полушария головного мозга, что способствует лучшему запоминанию сложной информации и более длительному её удержанию в памяти. Что представляет собой этот метод в НЛП?

Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием.

Существует 4 основных вида якорей:

  1. Визуальный. Это те зрительные впечатления, которые оставили наиболее сильный отпечаток в вашей памяти в моменты приятных (или, наоборот, неприятных) для вас событий: цвет, форма, размер, яркость освещения и др.
  2. Аудиальный. Звуки, которые наиболее запомнились вам во время значимых для вас событий: пение птиц, тембр голоса человека, мелодия или песня, шум морского прибоя, потрескивание дров в камине и т.д.
  3. Кинестетический. Фиксирует те эмоции, которые вы ощутили своей кожей: прикосновения, поглаживания, щипки, растирания, покалывания; холод или тепло, мягкость или жесткость, вязкость или текучесть и т.п.
  4. Обонятельный. Якорь запахов: ароматы парфюма, цветов, пряностей, кофе, фруктов или запах бензина, дыма костра, березового веника, воздуха после грозы…

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Различают якоря кратковременные, которые без дополнительного подкрепления вскоре перестают работать, и долговременные, которые могут работать в течение всей жизни человека. Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния. Д ля того чтобы знать, в какой момент лучше установить якорь, и суметь его правильно воспроизвести, нужно обладать хорошо развитой сенсорной остротой. Для того чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Якорь считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же «чистую» реакцию.
Каким образом данный метод работает в рамках моей методики при обучении русскому языку на уроках в средней школе? Рассмотрим, как она работает на конкретной теме, изучаемой в 5 классе.

С темой «Второстепенные члены предложения» учащиеся знакомятся в начальной школе, в пятом классе она закрепляется. К сожалению, многие дети имеют пробелы по этой теме, так как не могут запомнить, какому второстепенному члену предложения соответствует та или иная линия или на какой вопрос отвечает тот или иной второстепенный член предложения. Чтобы решить эту проблему, я обратилась к практической психологии, знание которой помогло мне создать новую технологию «три в одном». Алгоритмизация учебного процесса как никогда остаётся актуальной в моей практике, но сам алгоритм содержит мини - алгоритмы, позволяющие создать условия для более продуктивного запоминания сложной информации при помощи методики «психологического якоря».

Возвратимся к теме «Второстепенные члены предложения», объясняя которую, использую алгоритм. Работа по алгоритму сопровождается созданием опорной схемы, которую ученики тут же после объяснения должны будут запомнить, используя приём фотографирования, и воспроизвести по памяти. Сначала выступает один из учеников у доски, а потом каждый выполняет работу на листочке.

Познакомимся с алгоритмом «3 в 1»:

1. Нарисуйте 3 фигурные линии, расположив их по горизонтали. Используйте приём «от простого к сложному».

2. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные волнистой линией:

Создание психологического якоря «Волнистая линия»

Чтобы запомнить вопросы, детям предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте ситуацию, как кто-то из близких гладит вас по голове и сопровождает поглаживание словами «какой (-ая) хороший (-ая), любимый (-ая), мой (моя), первый (-ая) сын (дочь)»;
  • повторите это действие три раза.

На этом этапе создаётся «психологический якорь», позволяющий закрепить важную информацию на кинестетическом, визуальном и слуховом уровне. Данное действие дети повторяют три раза, чтобы закрепился «якорь», а следовательно, и правило: «Если слово отвечает на вопросы «какой? чей? который?», то оно подчёркивается волнистой линией».

3. Запишите под волнистой линией вопросы «какой? чей? который?», располагая их в столбик.

Под вопросами поместите заученные примеры:

  • Сын (дочь) хороший (-ая) прилагательное
  • любимый (-ая) причастие
  • мой (моя) местоимение
  • первый (-ая) числительное

4. Поработайте над вопросами, на которые отвечают слова, обозначенные пунктиром с точкой (третья по счёту линия).

Запомните, что самая последняя - самая трудная для воспроизведения, значит, и вопросы должны ей соответствовать. Назовём их условно «стишок». Сочинять стихи гораздо сложнее, чем прозу.

5. Запишите под третьей линией вопросы «стишка»: «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?», указав в скобках, что это вопросы наречий. Под вопросами запишите примеры:

  • жить хорошо наречие
  • хорошо очень наречие
  • хороший очень наречие

6. Поработайте над средней линией - пунктиром.

Какие вопросы ещё не использовались? Чтобы вспомнить их, продолжите цепочку вопросов, начинающихся с пары «кто? - что?».

7. Запишите под второй линией вопросы падежей, сделав обобщение, что это вопросы косвенных падежей.

При этом вопросы именительного падежа вычёркиваются, поскольку они относятся к подлежащему.

8. Под вопросами запишите примеры

(тема «Открыл холодильник и хочу достать…»):

  • достать кастрюлю существительное
  • кастрюлю с супом (предлог) существительное

9. Поработаем над названием линий.

Поможет запомнить их «волшебное предложение»: «Я должен знать определения при любых обстоятельствах и дополнять их».

10. Подпишем названия линий, начиная с первой. Двигаемся «по кольцу» (1-3-2).

Ребята заранее знакомятся с понятием кольцевой композиции в сочинении, поэтому понимают без труда, что значит двигаться «по кольцу».
По ходу заполнения данной опорной схемы «Второстепенные члены предложения» используется ещё один « психологический якорь», над созданием которого трудится каждый ребёнок под руководством учителя.

Создание психологического якоря «Определение»

Ребятам задаётся вопрос: «С какого вопроса практически каждый учитель на любом уроке начинает опрос?». Вариант ответа: «Дайте определение». Чтобы «заякорить» название первого термина, используемого для обозначения первой линии, ребятам предлагается проделать следующую работу:

  • закройте глаза и представьте себя на одном из уроков, где конкретный учитель, например биологии, говорит: «Ребята, дайте определение…»;
  • представьте, как кто-то из класса даёт научное определение понятию;
  • проделайте данную работу три раза для закрепления ситуации и для запоминания первого термина «определение».

Таким образом, знание практической психологии помогло мне создать технологию «три в одном», включающую методику «психологического якоря», применение которой на уроке русского языка позволяет ученикам запомнить сложные для заучивания темы не на короткий срок, а надолго.

Для начала, давайте, прежде всего, разберемся в том, что такое якорь. Якорем в НЛП называют любой стимул (звук, прикосновение, образ, вкусовые ощущения и т.п.), которое ассоциируется, т.е. отождествляется у нас с тем или иным состоянием или событием. Так, когда мы слышим мелодию, которая звучала на нашем первом свидании, то мысленно мы непроизвольно переносимся в то самое время. И даже если и не делаем этого более или менее осознанно, то, как правило, погружаемся в него эмоционально. Эта мелодия как раз и является тем самым якорем, который запускает у нас целую цепь реакций.

Любые мысли, позитивные или негативные, расслабляющие или напрягающие нас, сопровождаются тем или иным эмоциональным фоном. А эмоции в свою очередь вызывают различные физиологические изменения, как то выброс гормонов и других активных веществ в кровь, замедление или учащение сердцебиения, дыхания, обмена веществ, напряжение или расслабление различных групп мышц. Т.о., на любое событие мы реагируем комплексно, задействуя все составляющие себя как человека: и психологическую и физиологическую (телесную).

Вот поэтому, когда мы мысленно или в большей степени эмоционально переносимся в то или иное событие, мы не просто думаем о нем или испытываем какую-то эмоцию, мы при этом изменяем свое физическое состояние. Если это событие радостное и приятное, то у нас наблюдается прилив сил, увеличение активности, улучшение мышечного тонуса. А негативное событие вызывает чувство подавленности, апатию, упадок сил. Бывало ли у Вас так, что вдруг ни с того ни с сего у Вас портилось настроение и Вы даже не понимали, почему это произошло? Скорее всего, это сработал какой-то негативный якорь, который связан с неприятным событием в Вашем прошлом. Вы услышали, увидели или почувствовали что-то, что вызвало у Вас переживания того времени, хотя и не смогли осознать, как это произошло. Т.е. сознательно Вы не обратили на этот якорь внимания, зато Ваше бессознательное его считало и отреагировало на него.

Точно так же, как нам не нужно участие нашего сознания для того, чтобы распознавать и считывать якоря, мы способны к неосознанной постановке таких якорей в своей психике. Так, пример с мелодией является как раз таким неосознанным якорем, возникшим у нас непроизвольно. Неосознанные якоря возникают у нас в психике в двух случаях: при частом повторении (то, что Павлов назвал условным рефлексом) или при одноразовом, но очень сильном переживании. В этом случае, как и всегда, действует такое правило: чем меньше наше эмоциональное вовлечение, тем большее количество повторений нам нужно для того, чтобы закрепить реакцию. Вспомните, когда Вы учились в школе, то какую информацию запоминали быстрее и легче: ту, что интересна или ту, которая никак Вас не задевала? То же самое касается и неосознанного запоминания нашей реакции, которое мы назвали якорем.

Но мы можем ставить себе якоря и вполне осознанно. Возникает вполне закономерный вопрос: а для чего нам это делать? А вес дело в том, что якоря являются теми самыми доступными нам пусковыми кнопками, которые способны запустить скрытые ресурсы нашего организма. Так, в какой-то трудный жизненный момент, когда нет ни сил, ни желания что-то делать, сильный позитивный якорь способен изменить нашу внутреннюю программу, перенастроив ее на новый лад. Ведь все знают, как трудно бывает отвлечься от негативных мыслей и переключиться на что-то хорошее. А якорь открывает нам доступ к тем внутренним ресурсам, которые делают это практически автоматически. Якорь способен сообщить нам дополнительные силы, когда они уже на исходе, поднять настроение, возродить угасший интерес, придать уверенности в волнительной ситуации (экзамен или публичное выступление) и даже поможет преодолеть фобию.

Для того, чтобы заякорить ресурс из своего прошлого и сделать его доступным для какой-то ситуации в будущем, нужно проделать следующие шаги:

1.Определите ту ситуацию, для которой Вам нужен дополнительный ресурс.

2. Определитесь с тем, какой именно ресурс Вам нужен. Например, Вам предстоит экзамен, и Вы хотели бы чувствовать себя увереннее.

3. Убедитесь в том, что именно этот ресурс Вам и нужен. Это можно сделать, задав себе вопрос: Если бы у меня был этот ресурс, я бы действительно им воспользовался или нет? Если Вы ответили утвердительно на этот вопрос, то переходите к следующему пункту. Если Ваш ответ отрицательный, вернитесь к предыдущему этапу.

4. Вспомните то событие в своей жизни, когда Вы наиболее ярко переживали нужное Вам ресурсное состояние.

5. Выберите, какие якоря Вы будете использовать, для того, чтобы вызвать у себя это ресурсное состояние в будущем. Это могут быть якоря одного или нескольких видов: картинка, звук, прикосновение. Чаще всего используют прикосновение или жест, поскольку их наиболее легко и незаметно можно повторить в любой нужной ситуации. При выборе якоря важно соблюсти 2 правила: во-первых, якорь не должен иметь еще какое-то значение, помимо того, которое Вы ему придадите, т.е. распространенные жесты лучше исключить, во-вторых, он должен быть легко воспроизводим. Но наиболее сильны и эффективны якоря, которые задействуют сразу несколько каналов восприятия, т.е. звук подкрепляется картинкой и движением.

Выбранный якорь необходимо воспроизвести несколько раз, для того, чтобы выработать у себя необходимый навык. Ведь дело в том, что якорь будет работать только тогда, когда он будет повторен в абсолютной точности и полном соответствии с первоначальным выбранным образцом.

6. После того, как Вы выбрали и несколько раз отрепетировали якорь, самое время войти в необходимое Вам ресурсное состояние. Для этого перейдите в другое место и в своем воображении представьте те переживания, которые хотите у себя закрепить. В примере с уверенностью представьте ситуацию, когда Вы испытывали абсолютную уверенность в собственных силах. Представьте ее во всех красках и деталях. Прочувствуйте, что Вы видели и слышали в этот момент, в каком положении находились, что ощущали в теле. Пусть эта мысленная картинка будет наиболее яркой и насыщенной, на какую Вы только способны. Погрузитесь в эти воспоминания полностью, пусть они Вас наполнят, охватив Вас целиком.

7. В тот момент, когда Ваши воспоминания достигнут своего пика, поставьте якорь или несколько якорей (зрительный, слуховой, тактильный). Пробудьте в этом состояние столько времени, сколько захотите, а потом плавно выйдите из него.

8. Теперь проверьте, закрепился ли Ваш якорь. Для этого, воспроизведите тот якорь, который Вы поставили на пике своих переживаний. Этот якорь должен вновь перенести Вас в это состояние. Если этого не произошло или Ваши переживания недостаточно интенсивны, повторите шаг 7.

9. И, наконец, финальная проверка того, насколько этот якорь эффективен. Для этого выделите тот сигнал, по которому Вы определяете, что приближается проблемная ситуация. Например, в примере с экзаменом у Вас начинает нарастать тревога, учащается сердцебиение, возникает испарина. Войдите в это состояние, а затем воспользуйтесь поставленным якорем. Какой получился результат? Вам удалось полностью избавиться от тревоги и почувствовать уверенность в себе или лишь немного снизить уровень тревоги? Если так, то Вам, возможно, понадобится несколько ресурсных ситуаций, для того, чтобы преодолеть свою тревогу.

Следуя этому алгоритму, Вы можете закрепить на разные якоря несколько разных ресурсов. Так, удобно закреплять различные ресурсные состояния, каждое на своем пальце. Но можно также завязать все эти состояния на один палец. Такая техника получила название Накачка ресурсов.

Чем чаще Вы будете практиковаться в технике якорения ресурсов, тем более легко и быстро Вы сможете ее использовать в нужных ситуациях. Выше описано то, как ставить позитивные якоря, но точно также можно поставить себе и негативный якорь.

Пример негативного якоря , метода НЛП Ричарда Бендлера с супружеской парой:

Перед началом своего сеанса, Бендлер, зайдя в комнату, где принимал пациентов, сказал, что его, как городского жителя, здесь в деревне многое поражает. И затем поведал им вымышленную историю о том, как вчера в его гостиную заползла змея, и красочно описал, как это было ужасно. При этом он взглядом как бы прослеживал путь змеи, проходящий позади кресел пациентов. Затем, когда уже начался сеанс психотерапии, и супруги начинали спорить друг с другом, он воспроизводил то самое движение глаз, символизировавшее движение змеи, что заставляло супругов каждый раз прекращать спор. К концу сеанса супруги уже и не пытались спорить друг с другом, поскольку теперь спор у них ассоциировался с их чувствами к змеям. Вот так негативный якорь позволил отучить супружескую пару от неэффективного метода решения споров, что позволило им в дальнейшем выработать другие, более продуктивные формы взаимодействия.

Метод якоря достаточно прост в исполнении и ему может научиться практически каждый. При этом, он весьма эффективен и позволяет решить множество разных задач: быстро поднять настроение, снять тревожность и придать уверенности, избавиться от страхов, помочь расслабиться или, наоборот, сосредоточиться, в общем войти в любое эмоциональное состояние, в котором мы хотим находиться в данный момент времени. Он может также помочь Вам избавиться от вредных привычек. В общем, метод якоря позволит Вам лучше управлять своей жизнью и быстрее и легче достигать поставленных целей.

Схема "Якоря" очень полезный метод НЛП для побуждения определенного настроения или эмоций. Таких, как счастье или расслабление. Обычно это касается касания, жеста или слова которое в дальнейшем служат как «якоря», закладки для желаемой эмоции. Используя тот же самый якорь, можно снова и снова можно вызывать желаемые эмоции.

Как использовать метод Якоря?

Для этого нужно, чтобы вы помнили тот момент, когда вы были очень счастливы.
Например, когда вы выиграли соревнование, ваш первый поцелуй или Вы узнали какую-то потрясающую новость. Это может быть всё что угодно. Главное чтобы это был определенно очень счастливый момент.

После того как Вы вспомнили этот момент. Вспомните что произошло до этого счастливого момента. Постарайтесь вспомнить всё до мельчайших подробностей, но самое важное вспомнить что Вы чувствовали. Представьте себе этот момент и вспомните это чувство.

А теперь зафиксируйте это чувство, каким-то движением.

К примеру: Сделайте два быстрых, мягких сжатия указательным пальцем на левой руке и средним пальцем на правой руке. По мере того, как вы будете делать второе сжатие, мысленно воспроизведите изображение того счастливого момента. Создайте это изображение большим, приблизив его к себе, и представьте, что счастливое чувство умножается в несколько раз.

Запомните это чувство. Вспомните, что вы думали в то время. При этом дважды сожмите пальцы. На втором сжатии пальцев, счастливое чувство должно усилится.

Чем яснее вы представите себе это чувство, тем лучше будет работать этот метод. Повторите эти шаги для того чтобы зафиксировать это состояние. А затем повторите ещё пять раз подряд для того чтобы усилить интенсивность ощущения.

Это первая часть - установка якоря. Позже, Вы можете используя то же самое двойное сжатие, вспомнить этот якорь, для того чтобы вспомнить чувство счастья.

Что происходит в нашем мозге, когда мы это делаем?

Вы психологически связываете нервный сигнал «двух сжиманий на левых пальцах» со «счастливым моментом».

От сюда следует вывод, что чем больше раз вы устанавливаете якорь (как указано выше), и чем больше ясности вы чувствуете, тем лучше .

Как работает метод «якорь»:

нлп практические методы, метод якоря

Даже если вы ничего , то Вам это знакомо но под другим названием – условные рефлексы. Это и есть метод якоря.

Лучше это можно понять, если вспомнить опыт над собаками Павлова, звенит звонок – течёт слюна. Вот это и есть якоря – условные рефлексы, связь стимула и состояния.

Примеры использования NLP метод «якоря»

Для этого метода самое главное вызвать и закрепить счастливый момент в памяти. То есть когда Вы радуетесь или смеётесь, и при этом используете особый жест, либо легкое прикосновение к руке в качестве якоря. Какой будет это жест якорь не важно. Главное чтобы якорь не был слишком заметным, иначе он будет казаться необычным, и эффект не удастся.

Позже, Вы можете использовать этот якорь, когда захотите ощутить такие же счастливые моменты.

Постановку на якорь можно использовать в любых ситуациях чтобы улучшить чувство вознаграждения которое сопровождается адреналином и ассоциированными эндорфинами (приятное чувство).

Что еще почитать