Отрицание химической зависимости формы преувеличения. Отрицание зависимости. Что предпринять, если есть все симптомы, но наличие зависимости не признается

Алкоголизм - это трагедия в трех актах, в которой как минимум четыре актера: алкоголик, его семья, его друзья и сотрудники и даже его наставники. Каждый раз, когда человек много выпивает и пьянеет, люди вокруг него определенным образом реагируют на это. В ответ на эту реакцию человек пьет еще больше. Это заводит карусель обид и отрицания, роковой круг, характеризующий алкоголизм. Поэтому, чтобы понять проблему алкоголизма, мы должны приинять во внимание не только пьющего человека, но рассматривать эту болезнь как пьесу, в которой при внимательном взгляде мы можем увидеть всех актеров и роли, которые они исполняют.

Алкоголик является звездой первого акта этой пьесы. Главная роль принадлежит ему, остальные реагируют на его поведение. Обычно это мужчина 35-55 лет, умный, умелый, часто успешный в работе, но его цели далеко превышают его способности. Мы видим, что он одинок, раним и напряжен. Он также демонстрирует незрелость, которая становится залогом его зависимости. Этот факт он старается скрыть за напускной независимостью. Он также не принимает ответственность за свое поведение. Он может вести себя так, как хочет, это другие должны ему помогать. Вот почему мы должны уделить внимание действиям каждого актера этой драмы.

Алкоголик осознал, что алкоголь облегчает его жизнь. Для него алкоголь - благословение, а не проклятие, его лекарство, а не яд. На несколько часов он уплывает от всех своих неприятностей, алкоголь растапливает все его страхи, сокращает напряжение, изгоняет одиночество и решает все его проблемы.

АКТ I

Спектакль начинается с того, что алкоголик заявляет: "Никто не может указывать мне, что мне делать!" Такое отношение мешает семье обсудить с ним проблему выпивки. Даже когда алкоголь вызывает серьезные проблемы, он просто отказывается их обсуждать. Например, если он пропивает все деньги, кто-то еще должен кормить его детей. Каждая сторона слышит только себя, не обращая внимания на то, что говорят другие. Каждая сторона говорит одно, но делает другое. Поведение самого алкоголика, научное описание заболевания и душераздирающие семейные истории - все это только часть картины. Ключевым словом в проблеме алкоголизма является "отрицание", так как снова и снова участники этой драмы делают то, чего обещали не делать, или отрицают то, что они сделали.

В начале первого акта алкоголик чувствует, что ему нужно выпить, и выпивает. Он пьет много и быстро. Он может выпивать открыто, но обычно делает это тайно, когда его семья не видит. Это первая часть отрицания: утаивание количества выпитого. Но мы знаем, что он осознает свою проблему. Он пьет больше остальных, чаще остальных, и алкоголь для него дороже всех и вся.

Частое и чрезмерное употребление алкоголя не является предметом сознательного выбора человека. Такое положение вещей - первый знак алкоголизма. Пряча бутылки и отрицая свою проблему, человек только подтверждает то, что алкоголь занял в его жизни важное место. После одной-двух рюмок он уже не может остановиться.

Еще несколько рюмок, и человек разительно меняется. Он чувствует, что у него все хорошо, у него все получается и он самодостаточен. Он на вершине мира и ведет себя так, словно он бог. Теперь только он прав, а все остальные не правы. Именно так он отвечает любому, кто осуждает его действия.

Все алкоголики ведут себя по-разному в состоянии опьянения, но это поведение всегда неразумно, иррационально и безответственно. Они игнорируют правила пристойного поведения, иногда дело доходит даже до преступления закона, например, вождение в нетрезвом состоянии. Если бы трезвый человек повел себя таким образом, его сочли бы сумасшедшим.

Если человек продолжает пить, он влезает в неприятности и все заканчивается полной неразберихой. Все это происходит по-разному, но паттерн всегда одинаков: зависимый человек ведет себя как независимый, а алкоголь только подогревает его ощущение независимости. Однако алкоголь только делает его еще более зависимым от других людей. Когда наступает этот кризис, который он сам себе создал, он игнорирует его, убегает от него или просит помощи у тех, кто может вытащить его. Алкоголь, прежде заставивший его чувствовать себя удачливым и независимым, теперь срывает с него эту маску и обнажает его беспомощность и зависимость.

Резюме: в первом акте алкоголик бездействует, ожидая помощи от других. Действия трех других участников драмы только укрепляют алкоголика в уверенности в своей правоте. Он не делает ничего, все делается для него во втором акте .

АКТ II

Следующий участник драмы - Помощник . Это сама трезвость, человек, которого собственное чувство вины и тревоги побуждает вызволить своего друга-алкоголика из затруднительного положения. Он хочет спасти его от сиюминутного кризиса и ослабить напряжение, создаваемое этим кризисом. На самом деле он удовлетворяет свои нужды, а не нужды его друга. Помощник может даже не осознавать, какую роль он на себя взял. Обычно это мужчина, не являющийся непосредственным членом семьи, возможно, родственник. В редких случаях эту роль берет на себя женщина.

Эту роль могут также играть специалисты, призванные "помогать" алкоголикам - священники, доктора, юристы и социальные работники. Эти люди имеют очень мало представления о проблеме алкоголизма, что необходимо для того, чтобы оказывать профессиональную помощь. Отсутствие этих знаний заставляет их действовать так же, как и друг-неспециалист. Они отказывают алкоголику в возможности научиться чему-то на своих ошибках, и дают ему понять, что в трудный момент около него всегда будет кто-то, кто придет на помощь, хотя утверждают, что сами они никогда больше не будут этого делать. Они всегда помогали ему, и алкоголик знает, что так будет и впредь. Такая помощь может превратиться в такое же компульсивное (навязчивое) действие, как само употребление алкоголя.

Следующий герой - Жертва . Это может быть работодатель, непосредственный начальник, командующий офицер в армии, деловой партнер или сотрудник. Жертва - это человек, на которого сваливается вся работа. Если алкоголик отсутствует на работе или появляется там очень редко, жертва делает за него его работу. Босс или начальник могут быть настоящими друзьями алкоголика, они всегда готовы помочь ему, ведь всегда есть надежда, что этот раз - последний. Алкоголик начинает зависеть от постоянной защиты и прикрытия Жертвы, а иначе он не сможет пропускать работу. Получается, что Жертва дает алкоголику возможность продолжать пить и не потерять при этом работу.

Еще один персонаж - Провокатор . Это ключевая фигура драмы - супруг или родитель алкоголика - человек, с которым алкоголик живет. Обычно это жена или мать. Она - ветеран этой пьесы, и начала играть свою роль много раньше остальных. Она страдает от поведения алкоголика, но должна тянуть на себе семью и держать ее, не смотря на все трудности и горе. Но в благодарность за это она получает только горечь, обиду, страх и боль. Она пытается удержать контроль, внести нужные изменения; она жертвует, приспосабливается, никогда не сдается, никогда не отступает, но также никогда не забывает. Отношение алкоголика таково: его ошибки можно простить, но она НИКОГДА не должна подвести его! Он держится независимо и хочет поступать так, как ему заблагорассудится. И он ждет, что она тоже будет поступать так, как ему захочется, и не поступать так, как ему не захочется. Она всегда должна быть дома, когда он приходит… если он приходит.

Этот персонаж можно также назвать Хамелеоном. Она постоянно приспосабливается ко всем кризисам и неприятностям, которые вызывает выпивка. Алкоголик винит ее во всех семейных неурядицах, а она изо всех старается наладить семейную жизнь, чтобы доказать ему, что он не прав. Она и жена, и домохозяйка, и, скорее всего, добытчица, ведь семью нужно кормить и одевать. Она старается быть сиделкой, врачом и консультантом, но она не может нести весь этот груз, не причинив вреда себе и своему мужу. Ее расстраивает то, что она не может спокойно поговорить со своим мужем - каждый новый разговор только добавляет напряжение, горечь и обиду к этой и без того невыносимой ситуации. Однако традиции и устои требуют от нее, чтобы она играла эту роль. Если она этого не делает, она нарушает сценарий, который семья и общество считают единственно приемлемым. Несмотря на все свои выходки, алкоголик всегда возвращается "домой". Когда некуда больше идти, все идут домой .

Второй акт сыгран. Беспомощный алкоголик спасен, возвращен на работу и в лоно семьи. Он надевает маскарадный костюм взрослого и ответственного человека. Но на самом деле его зависимость только увеличивается, так как все было сделано за него. Он остается ребенком во взрослом костюме. Обо всех проблемах и последствиях позаботились другие. Они убрали весь мусор, оставленный алкоголиком. Они взяли на себя всю боль. Это дает алкоголику возможность продолжать пить, и так решать свои проблемы.

В первом акте алкоголик заливает свою боль водкой. Во втором акте он тоже не испытывает никакой боли, так как обо всех болезненных последствиях позаботились другие люди. Все это убеждает алкоголика в том, что он может продолжать так себя вести.

Акт III

Третий акт начинается примерно так же, как первый, но оба они добавляют кое-что к этой драме. У алкоголика возрастает потребность отрицания своей зависимости, теперь ему необходимо выражать эту потребность чаще и настойчивее. 1) Алкоголик отрицает, что у него проблемы с алкоголем, отрицает, что оналкоголик, и то, что алкоголь является причиной всех его бед. 2) Он отказывается признавать, что кто-то помогает ему. 3) Он отрицает, что может потерять работу, и считает себя лучшим работником. 4) Кроме того, он не желает признавать, что из-за него у его семьи проблемы. На самом деле он винит свою семью, и особенно жену, во всех трудностях и неприятностях. Он даже может утверждать, что его жена сошла с ума и ей нужно сходить к психиатру. С ухудшением его состояния и нарастанием кризиса муж может даже начать винить жену в неверности, не имея на это никаких оснований.

5) Некоторые алкоголики предпочитают отмалчиваться и всегда уходят от разговоров о пьянстве - это тоже форма отрицания. Воспоминания слишком тяжелы для них. Другие позволяют членам семьи обсуждать свои просчеты и неудачи. А жена никогда не забывает, что делает муж. И он может не помнить, что творил в пьяном состоянии, но никогда не забывает укоров жены . Все это еще сильнее затягивает узел проблем, так как ни муж, ни жена не могут забыть того, что никогда не обсуждалось.

Настоящая проблема заключается в том, что алкоголик очень хорошо осознает истину, которую так активно отрицает. Он знает, что он - пьяница. Он знает, что он - неудачник. Угрызения совести давят на него, но он не выносит критики и советов других. К тому же воспоминания о запоях вгоняют его в краску, ему больно сознавать свою беспомощность, ведь он должен быть богом своего маленького мирка.

Со временем все приспосабливаются к такому положению вещей. Алкоголик клянется, что больше не возьмет в рот ни капли, остальные обещают больше не помогать ему. Помощник говорит, что больше никогда не придет к нему на помощь. Жертва больше не станет прикрывать его на работе. Провокатор говорит ему, что они не могут жить вместе в таких условиях. Слова идут в разрез с действиями. В результате чувство вины алкоголика растет, но он уверяет себя, что может поступать так, как ему заблагорассудится. Но эта уверенность не соответствует действительности, и от этого ему еще тяжелее. Есть только один надежный способ забыть обо всех этих проблемах и вернуть себе чувство собственного достоинства. Воспоминания о легкости, которую дарит алкогольный дурман, стирают ощущение стыда за свое поведение. Естественно, он начинает снова пить. Он выпивает, но драма на этом не заканчивается, а возвращается к первому и второму акту.

Так закручивается карусель проблем . Излечение от этой болезни может начаться только на стадии второго акта, так как без первого акта не было бы и проблемы. Исцеление начинается с тех, кто окружает алкоголика. Во втором акте алкоголик принимает все, что другие делают для него. Они помогают ему по собственной воле или из-за того, что не могут не помогать. Давайте посмотрим, что станет с алкоголиком, если люди вокруг него решат изменить ситуацию .

Излечение начинается во втором акте. Излечение должно начинаться с персонажей второго акта. Они должны понять, как люди влияют друг на друга в ситуации алкоголизма, а затем научиться самому сложному - вести себя абсолютно по-другому. Персонажи второго акта могут поменять свои роли, обратившись за помощью к знающим людям. Если второй акт переписать и переиграть, есть все шансы того, что алкоголик сможет излечиться. Он заперт в тюрьме своей болезни, ключи от которой находятся у окружающих его людей. Мы не можем требовать от него, чтобы он отказался от алкоголя как от средства решения всех своих проблем. Но если мы откроем дверь, мы откроем ему выход из его положения. Если начальник и дальше будет позволять себе быть жертвой, а жена снова и снова будет вести себя как провокатор, шансов на изменения нет. Алкоголик беспомощен. Но он может измениться, если все остальные актеры научаться разрушать его зависимость, отказавшись ему помогать . Алкоголик один не может поддерживать бег карусели без помощи других.

НЕ правда, что алкоголику невозможно помочь, пока он сам не захочет, чтобы ему помогли. Правда в том, что нет никаких шансов на то, что он перестанет пить, пока другие продолжают избавлять его от всех болезненных последствий. Персонажам второго акта будет очень сложно измениться самим. Намного легче считать, что алкоголику невозможно помочь, чем измениться самим и начать играть новую роль.

Помощнику и Жертве необходимо больше знать и понимать проблему алкоголизма, если они хотят изменить свои роли. Жене или матери, если они хотят изменить свою жизнь, нужно найти хорошую программу консультирования и терапии и принимать в них активное участие.

Нужно помнить, что эти три персонажа учили свою роль не за одну ночь. Они играют ту роль, которой все ждут от них, т.е. их научили так себя вести. Они думают, что помогают алкоголику, но не подозревают, что увековечивают болезнь, лишают алкоголика всяких шансов на выздоровление.

Помощник считает, что не может позволить алкоголику страдать от пьянства, когда он может так легко освободить его от этого. Действия Помощника говорят о том, что он не верит в силы алкоголика и его способность самому о себе позаботиться, что является формой осуждения . Роль профессионального Помощника (священника, врача, юриста или социального работника) может быть разрушительной, если она предписывает семье спасать алкоголика от кризиса вместо того, чтобы использовать кризис для начала программы излечения. Алкоголик ищет таких профессионалов, чтобы использовать их как Помощников. Семье, которой сначала говорили, что нет никаких признаков алкоголизма, теперь говорят, что с алкоголизмом надо бороться на уровне симптомов вместо того, чтобы бороться с самим заболеванием. Тот же самый Помощник, который не смог угадать признаков алкоголизма, теперь помогает алкоголику отрицать свою проблему и продолжать бег карусели! А семья утверждается в мысли о том, что теперь алкоголику помочь нельзя. Помощник оказывает наибольшее влияние во второй части второго акта и задает все движение в этой части драмы.

Жертва вступает в игру, только когда пьянство начинает вмешиваться в трудовую жизнь алкоголика. Обычно так происходит, если алкоголик много лет проработал на одном месте, и у непосредственного начальника сложились с ним дружеские отношения. Начальник защищает своего друга, так как знает, как его семья и дети будут страдать, если он потеряет эту работу. Близкие отношения заставляют Жертву оказывать алкоголику эту "помощь", которая только усиливает его зависимость и потребность в отрицании.

Первой к карусели алкоголика присоединяется жена. Она терпит несправедливость, страдает от ущемления ее прав, переносит позор и, возможно, побои. В ответ она испытывает враждебность, тревогу, гнев и горечь. Она тоже заболевает этой болезнью. Не она заразила ей своего мужа - она заразилась ей от него. Она вынуждена взять на себя роль Провокатора. Она убита горем и нуждается в информации и помощи, но не потому, что является источником болезни, а потому, что сама страдает от нее.

Жена - одна на пути. Если жена решит изменить свою роль, и начнет вести себя по-другому, она обнаружит, что она одна на этом пути. Все остальные - друзья, родственники, сотрудники - отнесутся к ней как к актеру, покинувшему подмостки, когда некому ее заменить. Такое отношение явственнее всего проявляется, когда жена по своей воле или по необходимости уходит от мужа.

Некоторые жены меняют свою роль после общения с консультантом или после посещения групп Ал-Анон (программа анонимных алкоголиков для родственников). На этом этапе ей очень важно иметь друзей, которые ее понимают, потому что сами прошли через все это. Родственники могут осуждать ее перемены, но вокруг нее есть люди, которые поддержат ее и помогут найти ответы на ее вопросы.

Главной ошибкой женщины, которая ищет помощи, является то, что она ждет, чтобы ей сказали, что она может что-то сделать, чтобы спасти своего мужа, но не понимает, что учиться вести себя по-новому придется долго . Часто для того, чтобы изменить свои чувства и привычки и начать действовать конструктивно, ей требуется долгое и регулярное посещение еженедельных собраний.

Жена должна также искать помощи для себя , чтобы избавиться от тревоги, обиды и других разрушительных сил в ее браке. Ее изменения делают возможным изменение ее супруга. Мало кто сможет принять такие разительные перемены в жене, не произведя при этом изменений в себе, но гарантии ответных изменений нет. Многие жены не выдерживают и бросают программы консультирования, если не видят немедленных изменений.

Жене необходимо искать помощи у кого-то вне семейного круга и ради детей, так как, если она играет роль Провокатора, дети становятся между больным отцом и больной матерью. Если жена вовремя начнет действовать, она может избежать многих негативных последствий, которые передаются детям через ее отношение к мужу . Это защитит ее детей и откроет мужу дверь к возможности излечиться.

Вопрос морали. Жена алкоголика имеет полное право не относиться к мужу как к высшей власти в ее жизни. Она не должна подчиняться любому его пожеланию или приказанию. Обычно единственно эффективным способом заявить о своих правах является умение освободиться от его контроля и диктатуры. Поступая так, она проявляет истинную заботу о своих детях и себе. Эта независимость не обязательно должна высказываться на словах, она может проявляться в поведении и без слов.

Успешному прохождению длительной программы консультирования могут помешать две вещи . Во-первых, это отношение мужа к новой роли жены , которое может варьироваться от неодобрения до прямых угроз или насилия. Во-вторых, домашние обязанности (особенно, если в семье есть маленькие дети) не дают ей выбираться на собрания. Мало кто из мужей-алкоголиков станет сидеть с детьми, пока жены нет дома.

У жены могут также возникнуть трудности в нахождении помощи на ранних стадиях пристрастия ее мужа к алкоголю. Многие специалисты не желают признавать проблему алкоголизма, пока пациент не дойдет до стадии хронической зависимости . Врач может не заметить ранних симптомов. Священник может осуждать алкоголизм настолько, что жена и не пойдет к нему за помощью. Адвокат начнет беседовать с ней в терминах разрыва и развода. Это только сильнее обезнадежит ее. И поэтому жена бездействует.

Нам нужно менять культурные и социальные установки по поводу пьянства и алкоголизма. Если жена или другой член семьи захочет и сможет пройти шестимесячную обучающую программу, в ее жизни начнутся перемены. Программа Ал-Анон сегодня является самым распространенным источником помощи семьям алкоголиков, так же как Анонимные Алкоголики для алкоголиков.

Взрослые дети алкоголиков. В наши дни появилось много людей, выросших в семьях алкоголиков, которые ищут помощи в программах Ал-Анон, пытаясь избавиться от последствий пьянства их родителей. Некоторые из них до сих пор живут с родителями. Другие уже покинули отчий дом, но им приходится очень трудно в жизни из-за тяжелых эмоциональных отношений, которые они сохраняют со своей семьей. Например, отец-алкоголикв пьяном состоянии может звонить своему сыну, кричать или угрожать, что он что-нибудь сделает с собой, если сын не подчинится его воле. Другие только осознали, сколько шрамов оставил в их жизни алкоголизм одного из родителей. Их жизнь наполнена постоянной эмоциональной болью, которая влияет на их отношения, самооценку и отношение к семейной жизни.

На собраниях групп Ал-Анон взрослые дети алкоголиков рассказывают о том, что их наполняют похожие чувства: гнев, вина и отвержение. Воспитываясь в семье алкоголика, они научились не чувствовать, не разговаривать и не доверять . Они научились справляться со своим состоянием, но позже в жизни эти способы не могли им помочь. Это вызывает у них отчаяние, растерянность и трудности в познании себя. Некоторые так и выросли с чувством одиночества и заброшенности. Многие из них пытаются угодить другим, не заботясь о себе. Другие изо всех сил пытаются забыть ту боль, которая живет в их сердце.

Программа Ал-Анон помогает детям алкоголиков научиться оставлять прошлое в прошлом, прощать и жить нормальной жизнь . Ал-Анон помогает избавиться от чувства гнева, вины и отвержения . Посещая Ал-Анон, дети алкоголиков начинают менять свое отношение и поведение, которые мешают им жить. Они узнают, что нет безнадежных ситуаций, и их жизнь меняется.

История одного человека:

Я приняла на себя роль сиделки, когда мне было всего пять лет. Тогда родился мой брат. У мамы на руках уже был одиннадцатимесячный малыш. Она не могла справиться с двумя младенцами, поэтому я помогла ей и взяла на себя заботы о новорожденном. Братик рос, а мама не могла быть ему матерью. Я всегда знала, чего он хочет. Я могла делать то, чего не умела она. Я справлялась лучшее ее.

Я была хорошим ребенком. Никогда не хулиганила и была примером для остальных троих детей. Но внутри меня начало расти презрение. Моя мать была алкоголичкой. Я помню, как стыдилась ее поведения, как мне было больно от того, что она убивает себя, что она не хочет видеть, что мы любим ее и заботимся о ней.

Для матери я была плохой дочерью, так она думала. Мне приходилось выслушивать ее упреки, она обижала меня на словах и эмоционально. Почему-то я была виновата в том, чем она стала и как жила. Видимо, я ее каким-то образом разочаровала. Но мое детство научило меня нескольким полезным вещам. Забота о людях - это власть и контроль над ними; те, о ком ты заботишься, достойны твоей жалости; ты можешь презирать их за их беспомощность и слабость. Я идентифицировала себя со своим отцом - сильным и властным человеком. Моя мать была слабой, зависимой и трусливой.

Через три года после окончания школы я вышла замуж. Я выбрала человека, который не был способен позаботиться о себе. Он нуждался во мне. И я собиралась спасти его и сделать из него прекрасного человека. Но мне была нужна любовь, понимание и помощь. Но я не знала, как попросить об этом. Так что я предпочла развод.

Моя мать снова отправилась лечиться. На этот раз мне позвонили из больницы и попросили меня приехать, чтобы обсудить с матерью семейные проблемы. Я решила ехать, и интуитивно чувствовала, что мне необходимо лицом к лицу встретиться со всеми проблемами моего прошлого. И я смогла прямо поговорить с матерью о ее поведении и том, как оно повлияло на меня. Так я впервые познакомилась с программой Ал-Анон. Я узнала о себе многое: что я не могу контролировать события и их последствия, что не могу всегда получать то, что хочу, и редко знаю, что для меня лучше. Я узнала, что должна полагаться на мудрость Бога. Я осознала изъяны своего характера, и работаю над тем, чтобы избавиться от них. Это - мое нетерпение и попытки контролировать жизнь других людей.

Взамен моих исковерканных представлений Ал-Анон дал мне духовные истины. Вот некоторые из них:

Существует сила, более великая, чем моя.

Бог знает каждого человека.

Я не могу контролировать других людей.

Я не могу контролировать последствий событий.

Я не центр вселенной.

Я - дитя Божье.

Вот 12 шагов:

1. Мы признали бессилие перед своими проблемами, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.

2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.

3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.

4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.

5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.

7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.

8. Составили список тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.

9. Лично возмещали причинённый этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.

10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

11. Стремились путём молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.

12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах.

Взято тут: http ://www .agape -biblia .org /prpakety /prakt -sluzhenia /Lect 116.htm

Алкоголизм - карусель отрицанияАЛКОГОЛИЗМ - КАРУСЕЛЬ ОТРИЦАНИЯ
Джозеф Л. Келлерман

Алкоголизм - трагическая пьеса из трех актов, в которой по крайней мере
четыре действующих лица: сам алкоголик и его семья, друзья, сотрудники по
работе и даже профессиональные социальные служащие могут принимать участие
в подддержке движения Карусели. Алкоголизм редко возникает у изолированных
от окружения лиц, он также редко продолжается при отсутствии связей с
окружающими. Некто пьет слишком много, напивается, окружающие же реагируют
на его выпивку и на ее последствия. Пьющий отвечает на эту реакцию и снова
пьет. Это превращается в Карусель обвинения и ОТРИЦАНИЯ, ниспадающую
спираль, столь характерную для алкоголизма. Поэтому, чтобы понять
алкоголизм, мы должны интересоваться не только самим алкоголиком, но
попытаться увидеть всю болезнь, как если бы мы сидели в театре и смотрели
пьесу, тщательно наблюдая за ролью каждого актера в драме. В начале пьесы
мы видим в первом акте алкоголика в главной роли. Только он играет
активную роль, все остальные лишь реагируют на его действия. Обычно это
мужчина от 35 до 55 лет, как правило, способный, умелый, часто
преуспевающий на своей работе, но цели его бывают гораздо выше его
способностей. Мы видим, что он чувствительный, одинокий и внутренне
напряженный. В нем также заметна некоторая незрелость, приводящая к
определенной зависимости. Однако, стараясь ОТРИЦАТЬ этот факт, он может
действовать с подчеркнутой независимостью. Он также ОТРИЦАЕТ, что является
ответственным за результаты своей деятельности. Эти зависимость и
отрицание определяют название пьесы "Карусель отрицания". Для того, чтобы
он мог действовать подобным образом, все остальные должны обеспечить ему
такую возможность. Поэтому мы должны полностью понять роль каждого актера
в этой пьесе. Алкоголик давно заметил, что использование алкоголя улучшает
его самочувствие. Для него это не проклятье, а спасение, не яд, а
лекарство. На несколько часов алкоголь скрывает все его несчастья,
устраняет страхи, снимает напряжение, смягчает одиночество и решает все
проблемы.

Пьеса начинается словами алкоголика, что никто не вправе давать ему
указания, что он должен делать, - он будет указывать всем. Это
препятствует обсуждению в семье вопросов, связанных с выпивкой и ее
последствиями. Даже если его пьянство уже вызывает серьезные проблемы, он
просто не желает их обсуждать. Все разговоры похожи на улицу с
односторонним движением. Такое впечатление, что никто никого не слышит.
Обе стороны говорят одно, а делают другое. Именно поэтому для понимания
алкоголизма следует внимательно посмотреть эту пьесу. Если сосредоточиться
на одном алкоголике или ознакомиться с научным описанием его болезни, то
будет видима лишь часть драмы. Ключевым понятием алкоголизма является
ОТРИЦАНИЕ, потому что снова и снова делают то, что зарекались не делать,
или отрицают то, что они делали. Если бы мы смотрели эту пьесу по
телевидению, то ее проще было бы понять при выключенном звуке. В начале
первого акта алкоголик испытывает потребность выпить, что он и делает. Он
выпивает не медленно и спокойно, а быстро и напряженно. Он может выпить
открыто, но скорее всего он предпочитает скрывать, сколько он пьет, и
поэтому выпьет вне сцены, в отсутствие других персонажей пьесы. Это первое
выражение отрицания: скрывать количество выпитого. Но это также доказывает
нам, что он знает, что пьет слишком много. Он пьет БОЛЬШЕ других, ЧАЩЕ
других, а главное - выпивка значит для него гораздо больше, чем для
других. Пить слишком много и слишком часто - не результат добровольного
выбора. Это первый признак алкоголизма. Повторяющееся ОТРИЦАНИЕ,
выражающееся в припрятывании бутылки и выпивке в одиночку, показывает,
насколько существенным стал алкоголь для улучшения самочувствия
алкоголика. После одной-двух порций спиртного он уже не может
остановиться. Немного позднее мы видим, как сильно изменяется алкоголик.
Очевидно, он проявляет и испытывает ощущение успеха, благополучия и
самодостаточности. Он в центре мира и может вести себя, как маленький бог.
Теперь он во всем прав, а все остальные неправы, особенно если кто-то
начинает возражать против его выпивки. Разумеется, будучи выпивши,
алкоголики могут вести себя по-разному, но всегда - неразумно,
безответственно, почти бессознательно. Они имеют склонность игнорировать
правила общественного поведения, вплоть до криминальных нарушений, одним
из примеров которых является управление автомашиной в нетрезвом состоянии.
Если бы так вел себя трезвый человек, мы сочли бы его душевнобольным. Если
пьянство продолжается достаточно долго, то алкоголик создает критическую
ситуацию, и у него возникают проблемы, неприятности. Проявляться это может
по-разному, но причина всегда одна: будучи зависимым человеком, он ведет
себя как независимый, и выпивка помогает ему убедить себя, что он
действительно независим. В то же время последствия выпивки делают его все
более зависимым от других. Когда наконец возникают созданные им самим
неприятности, он игнорирует их, уходит от них, ждет, что "как-нибудь
уладится", или умоляет, чтобы кто-нибудь помог ему выбраться. Алкоголь,
сначала дававший ему ощущение успеха и независимости, теперь срывает с
него маску и обнаруживает беспомощного, зависимого ребенка.

Во втором акте алкоголик ничего не делает, но ожидает, что все за него
сделают другие. Три других действующих лица играют свои роли в пьесе и
алкоголик пользуется результатами их действия. Он почти или вообще ничего
не делает; все во втором акте делается для него.

СПАСАТЕЛЬ

Первым появляется некто Спасатель или Помощник, которого собственное
чувство вины или беспокойства побуждает вызволить друга-алкоголика из его
беды. Он стремится спасти алкоголика от непосредственных неприятностей и
облегчить ужасное состояние, возникшее в связи с чрезвычайной ситуацией.
На самом деле этот человек старается не столько помочь алкоголику, сколько
удовлетворить некотрую собственную потребность, хотя сам он об этом может
и не догадываться. В роли Спасателя часто выступает мужчина, являющийся
родственником или знакомым алкоголика, но эту роль может играть и женщина.
Часто эту роль играют также "профессиональные помощники" -
священнослужители, врачи, юристы, работники социального обеспечения.
Большинство из них не проходило какой-либо специальной подготовки по
проблемам алкоголизма, столь необходимой в данном случае, и поэтому они
действуют в этой ситуации так же, как и непрофессиональный Помощник. Это
лишает алкоголика процесса обучения при ИСПРАВЛЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК,
приводит его к мысли, что всегда найдется покровитель, который выручит
его, хотя Спасатели и клянутся, что делают это в последний раз. Но они
делают это снова и снова, и алкоголик уверен, что так будет продолжаться
всегда. Эти спасательные операции становятся столь же неизбежными, как и
сама выпивка.

ЖЕРТВА

Следующее появляющееся на сцене действующее лицо можно назвать Жертвой.
Это может быть начальник, работодатель, мастер или инспектор, старший
офицер у военных, партнер по общему делу или даже просто сотрудник по
работе. Жертва - это лицо, отвечающее за выполнение работы во время пьяных
прогулов алкоголика или в те периоды, когда он с похмелья работает лишь
наполовину. Статистика показывает, что ситуация, когда выпивка начинает
сказываться на работе, наступает часто после десяти или более лет работы
алкоголика на одном предприятии, и его начальник становится за это время
ему настоящим другом. Покровительственная защита является нормальной
реакцией такого начальника, тем более что он все время надеется, что это
будет последний раз. Алкоголик становится полностью зависимым от этого
прикрытия со стороны Жертвы - иначе он не смог бы продолжать бы пить в той
же степни. Иначе ему пришлось бы выбирать: прекратить пить или потерять
работу. Но именно Жертва позволяет алкоголику продолжать свою
безответственную пьянку, не теряя работы.

ПРОВОКАТОР

Третье действующее лицо играет ведущую роли в данном акте нашей пьесы, это
супруг (вупруга) или родственник алкоголика, в общем, лицо, с которым
живет алкоголик. чаще всего это жена или мать. Она является ветераном
данной роли и исполняет ее дольше других действующих лиц в этом акте. Она
выступает в роли Провокатора. Она страдает и растраивается от
повторяющихся пьяных выходок, но она старается сохранить семью несмотря на
неприятности, возникающие из-за выпивки. В качестве ответной реакции, она
вносит в семейную жизнь свою обиду, горечь, беспокойство и боль, и тем
самым становится источником провокации. Она старается управлять, изменить
все к лучшему, она жертвует, улаживает, никогда не сдается, не впадает в
отчаянье, но и никогда не забывает. Алкоголик считает, что его недостаток
простителен, но что она не может его "предать". Она имеет право
действовать полностью независимо, делать все, что пожелает, а она должна
делать то, что он ей скажет. Она должна быть дома, когда он возвращается
домой, если он возвращается. Ее роль можно также назвать Приспособленцем -
она постоянно приспосабливается к кризисам и несчастьям, возникающим из-за
выпивки. Алкоголик обвиняет ее во всех бедах, происходящих в домашних и
семейных делах, она же делает все возможное, чтобы сохранить семейную
жизнь и доказать, что он неправ. Она выполняет обязанности жены и
домохозяйки и, кроме того, пытается принести в семью дополнительный
заработок. Проживая с человеком, больным алкоголизмом, она старается быть
для него медицинской сестрой, врачом и советником. Она не может играть эти
три роли, не травматизируя себя и своего мужа. Она настолько раздражена,
что не может разговаривать с мужем, не добавляя горечи, обвинений, обид и
враждебности в ситуацию, которая и без того почти невыносима. Тем не
менее, правила нашего общества заставляют жену играть именно эту роль.
Если она не будет этого делать, то обнаружит, что семья и общество
считают, что она не справляется с обязанностями жены. Что бы ни делал
алкоголик, он должен в конце концов оказаться "дома" (куда идет каждый,
кому некуда больше идти). Второй акт пьесы теперь разворачивается
полностью. Беспомощный алкоголик спасен, восстановлен на работе и упрочен
в кругу семьи. Тем самым он обряжен в одежды ответственного взрослого.
Ввиду того, что все это сделал не он, а другие, его зависимость выросла и
он остался ребенком в костюме взрослого. Таким образом, неприятные
проблемы и следствия пьянства были устранены другими. Они исправили все,
что напортил алкоголик. От его пьянства пострадали другие люди, но не сам
алкоголик. Все это позволяет ему продолжать обращаться к выпивке, как к
способу решения своих проблем. В первом акте алкоголик преодолел все свои
беды с помощью выпивки, во втором - все непрятные последствия выпивки были
устранены другими людьми. Это упрочило в алкоголике уверенность, что он и
дальше может продолжать в том же безответственном духе.

Начало третьего акта сходно с началом первого, но кое-что все-таки было
добавлено во время первого и второго актов. Необходимость ОТРИЦАНИЯ своей
зависимости теперь выросла и должна быть выражена сразу и более энергично.
Алкоголик ОТРИЦАЕТ, что у него есть проблемы, связанные с выпивкой,
ОТРИЦАЕТ, что он алкоголик, ОТРИЦАЕТ, что выпивка приводит его к
неприятностям. Он отказывается признать, что ему помогли - опять
ОТРИЦАНИЕ. Он ОТРИЦАЕТ, что может потерять свою работу, и утверждает, что
справляется со своим делом лучше всех. Ну и, конечно, он ОТРИЦАЕТ, что
причинил какой-либо ущерб своей семье. Наоборот, он обвиняет свою семью,
особенно жену, в том, что они придираются, подняли напрасный шум и создают
проблемы. Он даже может настаивать, что жена не в своем уме и ей следует
обратиться к психиатру. По мере углубления алкоголизма и роста конфликта,
муж часто начинает обвинять жену в неверности, хотя у него нет для этого
никаких оснований. Некоторые алкоголики выражают свое отрицание
подчеркнутым молчанием, отказываясь обсуждать какие-либо вопросы,
связанные с выпивкой. Им слишком тяжело вспоминать об этом. Другие
позволяют вести в семье разговор о том, что они натворили или, напротив,
не смогли сделать, в пьяном или трезвом состоянии. Жена никогда не
забывает, что выделывал ее муж. Муж же может не помнить, что он делал
пьяный, но он также не забывает ничего из того, что ему рассказала жена о
его пьяных выхоодках или промашках. Настоящая проблема состоит в том, что
алкоголик осознает истинность тех положений, которые он отрицает. Он
знает, что чрезмерно пьет, что попал в беду. Но чувство вины и муки
совести для него уже настолько невыносимы, что он не может терпеть критику
или советы от других людей. Воспоминания о полной беспомощности и крахе в
конце первого акта не просто неприятны, - они слишком болезненны для
человека, который действует и мыслит, как маленький бог в своем
собственном мире. Постепенно семья приспосабливается к новой совместной
жизни. Алкоголик, возможно, ОТРИЦАЕТ, что он будет продолжать пить, а все
остальные действующие лица клянутся, что не будут ему больше помогать.
"Спасатель" утверждает, что больше не будет его спасать. "Жертва" не
позволит новых провалов в работе из-за пьяныки. "Провокатор" - жена или
мать - заявляет алкоголику, что не может больше с ним жить в таких
условиях. Но все эти высказывания полностью противоречат тому, что каждый
делал и будет делать. Спасатель, Жертва и Провокатор говорили это и
раньше, но не выполнили своих обещаний. В результате у алкоголика
усиливается чувство вины и ощущение катастрофы, подвергается сомнению
уверенность, что всегда сможет действовать по своему усмотрению, и все это
увеличивает и без того уже тяжкое бремя напряжения и одиночества. Если эта
психическая боль становится невыносимой, особенно при содействии
изменившихся позиций и поступков других участвующих лиц, то ему остается
лишь один действенный путь для снятия этой боли и преодоления чувства вины
и краха. Однако, если Второй акт разыгрывается, как было описано выше, то
в Третьем акте алкоголик неизбежно снова напьется. Это его единственный
надежный способ избавиться от всех неприятностей, решить все проблемы и
обрести прекрасное самочувствие. Предчувствие немедленного облегчения,
которое принесет выпивка, заставляет забыть о ее последствиях. К тому же,
в глубине души он надеется, что на этот раз сможет себя контролировать и
получить от выпивки лишь приятные оущщения, как это когда-то бывало. Таким
образом, происходит то, что алкоголику кажется абсолютно необходимым, - он
снова начинает пить. Он продолжает пить, но пьеса на этом не
заканчивается. Занавес опускался в конце Первого и Второго актов, но в
конце Третьего акта пьеса внезапно возвращается в Первый акт без закрытия
занавеса, словно при безостановочном повторном показе трехсерийного
фильмаю. Если зрители будут сидеть достаточно долго и первые два акта
будут разыгрываться, как описано выше, то все три акта будут повторяться
снова и снова, и в конце Третьего акта алкоголик будет снова напиваться. С
течением лет актеры стареют, но тексты и действия пьесы практически не
меняются. Если первые два акта исполняются, как было описано, Третий акт
также пройдет без изменений. Если бы отсутствовал Первый акт, то у нас не
было бы начала пьесы об алкоголизме и связанной с ним драмы. Поэтому лишь
во Втором акте могут произойти изменения в трагической пьесе об
алкоголизме, только в этом Акте в результате решений и действий окружающих
алкоголика людей может быть совершен первый шаг к изменению и
выздоровлению. Во Втором акте алкоголик безропотно принял все, что было
сделано для него другими, которые действовали в соответствии с какими-то
своими принципами, или просто потому, что не могли поступить иначе. Однако
именно в этом акте имеется возможность разорвать ниспадающую спираль
алкоголизма и остановить карусель отрицания.

Психологические защиты.Защитное мышление. Виды психологических защит и защитного мышления: отрицание, минимизация, вытеснение, контроль, проекция, сравнение, фантазирование, морализация, резонерство, рационализация, замещение, засмеивание. Анализ защитного мышления. Типичные фразы отрицания зависимости.

Психологические защиты – это психологический механизм защиты Сознания от болезненных для него переживаний. Защиты с помощью защитного мышления искажают болезненную информацию так, чтобы Сознанию ее было легче воспринимать.

Зависимого психологические защиты защищают от признания его зависимости, так как это признание крайне болезненно для него. Не признавая свою зависимость человек не может прекратить употребление и начать выздоровление.

Психологические защиты действую неосознанно, однако их можно проанализировать и изменить с помощью Сознания.

Защитное мышление

Что делает?

Как звучит

Как преодолевать

Отрицание

Полное непризнание проблем с употреблением

У меня никаких проблем с употреблением

Запросить обратную связь у людей, которым доверяешь

Минимизация

Преуменьшает величину проблемы

У меня не так уж много проблем с употреблением

Провести честный анализ потерь от употребления

Вытеснение

Признает свои проблемы, но забывает про них

Ой, я забыл, что мне нельзя! Ой, я забыл сделать что-то по выздоровлению!

Напоминать себе, план дня

Контроль

Признает проблему, но при этом думает, что справиться с ней сам

У меня все под контролем! Я справлюсь сам, без помощи! Я могу употреблять контролировано!

Провести честный анализ случаев потери контроля

Проекция

Приписывание своих проблем другим

Это не я алкоголик (наркоман), это они! Это у них проблемы!

Искать в других людях отражение себя

Сравнение

Сравнивание себя с людьми, чьи проблемы еще хуже

У меня не так все плохо, как у него!

Сравнивать себя с людьми, у которых дела лучше.

Фантазирование

Нереальные планы, фантазии.

Я завтра брошу!

Возвращаться в «здесь и сейчас», делать «только сегодня»

Морализация

Вместо того, чтобы искать решение проблемы, осуждать себя

Я конченный алкоголик (наркоман)! Что я натворил, мне нет прощения (остается только употреблять дальше)!

Отказ от чувств вины и стыда, принятие ответственности за решение проблем.

Резонерство

Рассуждательство вместо поиска решения, умные и туманные формулировки, долгие разговоры и т.д.

Только вместе взявшись за руки и вооружившись терпением и непредвзятостью мы сможем выиграть неравный бой с врагом...

Действия вместо слов

Рационализация

Оправдание проблем, поиск других причин

Я употребляю потому, что... (жизнь, родные, начальство, обстоятельства и т.д.)

Поиск главной причины в своей зависимости

Замещение

Признание проблем, но одновременно поиск других, «более важных» проблем

Да я зависим, и с этим нужно что-то делать, но сначала нужно (заработать деньги, наладить дела в семье и т.д.)

Честный анализ того, как дальнейшее употребление повлияет на другие «более важные проблемы». Признание зависимости самой важной проблемой на сегодня.

Засмеивание

Представление проблем в смешном свете

Ха-ха, у меня зависимость!

Отказ от шуток по поводу зависимости, признание «печальности» ситуации

Таблица для анализа защитного мышления

Типичные фразы (мысли), по которым можно распознать отрицание болезни и выздоровления.

У меня еще не такой тяжёлый случай, как у других. Мне не опасно посещать места, где употребляют и (у меня не возникает там тяги). Безалкоголка ничем не повредит. Проблемы у других, а не у меня. У меня только психологическая зависимость, физиологической еще нет. Мне не нужно писать эти дневники, ведь другие выздоравливают и без них. Я завтра обязательно начну выздоравливать. Раз я не употребляю, у меня не должно быть эмоциональных всплесков. Если я употреблю только раз, это мне не повредит. Я могу встречаться со своими употребляющими друзьями, и не употреблять. Я уже достаточно знаю (сделал, выздоровел) для того, чтобы не сорваться. Если постараться, я смогу проконтролировать. Мне все должны помогать в моем выздоровлении. У меня есть более важные дела, чем выздоровление. Мои родные важнее моей трезвости. У меня нет времени заниматься выздоровлением. Я могу просто не употреблять. Выздоровление слишком сложно. А может я все же не зависиимый, а просто был сложный период в жизни? Для того, чтобы не пить, достаточно просто не брать первую рюмку. Теперь мне предстоит серая, унылая, мрачная трезвая жизнь. ПАВ (алкоголь, наркотики) помогает справиться с эмоциональными проблемами. ПАВ помогает отдохнуть.

Задание для темы «Защитное мышление»

  1. Приведите 10 примеров того, как вы отрицали проблемы от употребления в его начале? К чему это в итоге приводило?
  2. Приведите по три конкретных примера на каждый вид защитного мышления.
  3. Перечитайте характерные фразы отрицания болезни и выздоровления. Выберите наиболее подходящие для вас и проанализируйте их с помощью таблицы для анализа защитного мышления

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Природу сопротивления выздоровлению зависимые люди описывают разными словами, может быть, на своем языке описывая одно и то же явление: «болезнь не хочет, чтобы я выздоравливал», «бес прячется за спиной», «мое сознание не хочет принимать факты», «я не принимаю себя таким» и т.д.

Суть же его такова: пытаясь понять болезненность своей зависимой жизни и измениться, человек начинает отрицать тот факт, что он зависимый от наркотиков или алкоголя человек . Он отрицает факт своей зависимости, и поэтому пытается связать печальные последствия употребления, неуправляемость своей жизни с какими угодно другими причинами, только не с влиянием алкоголизма или наркомании.

Он пытается строить свою жизнь так, как будто он не алкоголик и не наркоман, «просто жить как все». И самое главное – он этого не осознает.

Если бы он пытался обмануть других людей, скрывая свое употребление, – это полбеды, это он мог бы потом исправить. Если бы он пытался обмануть самого себя – и тут можно было бы признать правду. Но он как будто слепнет, перестает видеть очевидные факты и совершенно искренне, сразу, без «обработки» себя или других людей, уверяет, что все нормально и «ему можно» .

Что – «можно»? В самом примитивном случае – употребить наркотик или алкоголь «только один раз, я же не собираюсь уходить в запой (или систему)!» Отрицается факт, что один раз никак не получится, и даже если получится, то на очень короткое время, а потом именно потому, что один раз «получилось!», будет вторая, третья попытка, – и запой или «система» .

Невозможно понять, почему так странно человек себя ведет. Вся его жизнь – пример того, что «не получается». Вся его жизнь – тщетные попытки пить или употреблять, контролируя употребление.

Это точно знают все его близкие. Это отлично знал он сам в последнем запое. И он не знает и яростно отрицает этот факт сегодня. Доказать ему не получится, даже киносъемка, даже им самим написанные «расписки», любые свидетели и аргументы – бессмысленны для него. «Я не собираюсь пить, я только раз выпью» – и все. Он слеп и упрям одновременно.

Еще он считает, что ему «можно» совершать грозящие срывом поступки, т.е. нарушать границы. Например, он идет общаться с действующим наркоманом – «просто поговорить, что, нельзя?» – или работает до упаду, или идет в клуб, где употребляют.

Он думает, что, раз он решил не употреблять, его решения достаточно для того, чтобы он остался трезвым . Как будто он управляет собой в этом смысле…

Аргументы не помогают, даже если в прошлый раз так он и сорвался. Ответ прост: «Я же не собираюсь употреблять!». Да, может быть, там и не употребит. Но тяга будет такая, что через два дня пойдет искать наркотик сам. С радостью прыгает на те же «грабли» – и думает, что в этот раз не получит по лбу – почему?

Он считает, что ему «можно» не получать помощь для того, чтобы остаться трезвым . Как будто он сам может это! Но ему «некогда» ходить на собрания АН или АА, или «работа не позволяет» тратить время на реабилитацию, или «много дел », и он не пошел на группу, или «там все дураки, они меня раздражают, лучше дома спокойно отдохнуть».

Наконец, он считает, что «может сам» понять, что с ним происходит, и найти все пути выздоровления, и идти по ним один, «потому что он лучше знает, что ему нужно» . Если он такой умный – то почему такой бедный, почему так плохо жил все это время? Потому, что он наркоман или алкоголик, но он сам так не считает.

«Все наши беды происходят от того, что мы не хотим повзрослеть,» — сказал Учитель. «А как мы узнаем, когда мы повзрослели?» — спросил студент. «Когда мы больше не нуждаемся в том, чтобы нам лгали.»

То, что мы лечимся и идем к выздоровлению, означает, что мы больше не нуждаемся и не хотим себе лгать. Отрицание — это наш побег от действительности, наша фантазия. Это ложь самим себе. Все хорошо, и мы контролируем ситуацию. Отрицание не дает нам увидеть правду. В действительности, когда мы сможем осознать правду, мы сможем измениться и стать другими.

Многие из нас чувствуют, что у нашей болезни есть свое лицо и голос. Личность каждого из нас есть много аспектов. Например, большинство из нас ведет себя на работе не так, как со своими родителями или детьми, или на свидании с любимой, или в классе. Мы искренне учим своих детей никогда не врать, а потом сами обманываем своего начальника, налоговое управление, свою собственную мать — так, как будто в нашем сознании уживаются одновременно несколько личностей. У болезни также есть своя жизнь и свой голос. Чтобы продолжать «жить», она придумывает свою историю и рассказывает ее нам. По существу, она говорит нам, что у нас. все в порядке, что мы не больны и можем продолжать пить. Эта ложь, которую мы слышим, и есть наше отрицание.

Чтобы вылечиться от химической зависимости, нам необходимо знать, как наша болезнь обманывает нас и как мы обманываем самих себя. Мы извлекаем на свет правду, чтобы иметь возможность исправить наши сломанные жизни. На собраниях 12 супеней нам часто придется слышать, как люди рассказывают о том, что «говорит их болезнь»: «Моя болезнь хочет, чтобы я пошел к своему пьющему другу, моя болезнь считает, что одна банка пива мне не повредит.» Эти люди знают о своем отрицании и механизме его действия.

Отрицание — это защитный механизм. Это система защиты. Оно не дает нам почувствовать болезненную и неприятную правду как о нашем собственном бессилии, так и о последствиях и неуправляемости нашей зависимости. Если мы не можем осознать или понять эти последствия, то все в порядке, и наша болезнь может жить и процветать.

Отрицание проявляется во многих формах. Оно присуще не только людям, страдающим химической зависимостью. Все люди испытывают отрицание по какому-либо поводу — своих взаимоотношений, своего поведения, своей семьи и т.д. Мы все хотим, чтобы у нас все было «хорошо». Отрицание защищает нас от боли.

Для нас, людей страдающих химической зависимостью, сохранить наше отрицание равносильно смерти. Этим самым мы причинам боль окружающим нас людям. Это мы также отрицаем. Для выздоровления нам необходимо признать свое отрицание и понять механизм его действия, чтобы мы могли ослабить мертвую хватку нашей болезни. Отрицание заменяется правдой и осознанием.

Жить с отрицанием — значит испытывать негодование, страх, стыд и одиночество. Вместо того, чтобы жить в вечном холоде и оторванности от себя и окружающих, мы можем вновь согреться и начать жить.

Защитные стратегии — это конкретные способы проявления отрицания. Некоторые защитные стратегии мы используем вполне сознательно. Другие — неосознанно. И те, и другие служат нам для отрицания.

Ниже перечислены часто встречающиеся виды психологической самозащиты или формы отрицания. Мы прибегаем ко всем формам отрицания, хотя и используем некоторые из них чаще других.

1. Простое отрицание — Простое отрицание химической зависимости. Например: «Вы — алкоголик.» «Нет, я не алкоголик.»

2. Преуменьшение — Желание преуменьшить степень своей химической зависимости. Например: «Да, я выпиваю, но немного.» «Во время застолья я не так уж и напился.»

3. Обоснования — Логические объяснения для выпивки или употребления наркотиков. Например: «Мне трудно заснуть, поэтому я выпиваю.» « мне необходимы от боли в спине.» «У меня сегодня был неудачный день.»

4. Обвинение — Выпивка по причине внешних условий, которые «заставили» это сделать. Ответственность лежит на ком-то или чем-то еще, но не на нас самих. Например: «Если бы жена относилась ко мне лучше, мне не пришлось бы пить.» «Меня уволили с работы, из-за этого я и начал пить.»

5. Торговля — заключение сделок. Например: «Я брошу пить, если ты бросишь курить.» «Я брошу пить, когда на работе станет поспокойнее.»

6. Обобщения, философия — подведение общей и неконкретной теоретической базы под выпивку. Например: «Я из семьи алкоголиков, поэтому у меня гены ненормальные.» «У меня было такое несчастливое детство, что теперь я таким образом стараюсь преодолеть подсознательные чувства.»

7. Уход от темы — перемена темы разговора. Например: «Ну да, вчера я напился, так что у нас на ужин?» «Тебе не нравится, что я пью? А мне не нравится, что ты такая толстая!»

8. Пассивность — игнорирование проблемы или роль жертвы. Например: «Я пытался бросить, но эта привычка сильнее меня.» «Я ничего не могу поделать.» «Если бы у меня была сила воли…»

9. Враждебность — прибегание к угрозам, чтобы заставить других перестать обсуждать проблему. Например: «Я тебе противен в постели, пьяный? Прекрасно, сексом больше не занимаемся.» «Отвяжись от меня!» «А тебе нравится, что я приношу домой зарплату?»

Что еще почитать