Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори
Страшно бывает, как правило, мамам, второго ребенка. Старший научился передвигаться самостоятельно, вдруг стал своенравным и капризным, время от времени укладывается на землю, не желая уходить с детской площадки, или, наоборот, превращается в метеор и убегает от мамы со скоростью света. А у мамы – живот, он все больше и больше, и ей тяжело бегать и нагибаться.
Во-вторых, в этой ситуации женщине необходима особая забота о здоровье, ведь частые роды – это повышенный риск варикозного расширения вен , развития анемии и некоторых других неприятностей. Беременную нужно усиленно подкармливать витаминами, желательно в составе натуральных фруктов, овощей и других качественных продуктов, а также оберегать от лишних физических нагрузок.
Необходимо так организовать окружающее будущую маму пространство, чтобы свести к минимуму необходимость в поднятии «старшенького» на руки. Если есть такая возможность, то одну из комнат хорошо бы , открытых розеток, острых углов и прочего, и позволить малышу почувствовать себя в ней хозяином. Пусть ползает по комнате, как по большому манежу, безо всяких ограничений. Так он будет намного меньше капризничать и проситься на руки, а у мамы появится возможность время от времени прилечь на диван, находясь тут же, рядом.
С высокого стульчика малыша имеет смысл пересадить за низкий детский столик уже в тот момент, когда он научится уверенно ходить. Вынув из стандартной детской кроватки пару вертикальных перекладин, его можно довольно быстро научить залезать внутрь самостоятельно. Небольшая устойчивая табуретка в ванной поможет маме, аккуратно поддерживая ребенка, без подъема на руки, ставить его в большую ванну.
И все же самое интересное ожидает маму погодков уже после родов. Надо честно признать, что период, когда оба ребенка маленькие, но при этом имеют совершенно разные потребности, для матери довольно сложный.
Вот, например, почти в каждой семье, где растут погодки, родители замечают такую закономерность: если младший ребенок засыпает у маминой груди или на руках, то старший в этот момент с энтузиазмом усаживается на горшок, затем встает, обязательно его опрокинув, и требует заслуженного внимания . Или же роняет стакан с кефиром, или, споткнувшись, падает сам и громко зовет на помощь. И так – из раза в раз, изо дня в день.
В общем, в таких условиях соблюдать почти невозможно, укладывать спать обоих малышей невероятно сложно и уж совсем затруднительно их вечером готовить ко сну, если рядом нет человека, готового помочь. Тем не менее, у мам, которым некому помогать в течение дня, гораздо быстрее обнаруживаются резервные возможности организма. Оказывается, и с погодками можно управиться, имея две руки и два глаза. Можно так организовать распорядок дня и распределить свои силы, что все сложится в удобный для всех членов семьи – не без неизбежных компромиссов в быту, конечно – образ жизни .
Что касается главы семейства и всех остальных родственников, то их помощь, пусть и эпизодическая, очень приветствуется, но только не в виде советов, а в виде реальных и нужных дел. Приготовить полноценный и вкусный обед, а потом отправиться гулять с детьми, дав возможность маме отдохнуть, – вот, наверное, самое лучшее, что может сделать близкий человек .
Самый напряженный период воспитания погодков длится не так уж долго. Обычно к тому времени, когда младшему ребенку исполняется год, жизнь мамы постепенно налаживается. И хотя людям со стороны часто бывает трудно понять, как можно справляться с двумя малышами, разбегающимися в разные стороны, у мамы погодков уже достаточно опыта и особого материнского чутья, чтобы делать это, практически не напрягаясь.
Liseykina / Фотобанк Лори
Конечно, ее образ жизни по-прежнему не похож на будни семей, но при этом, как ни странно, он имеет массу преимуществ:
Погодки очень дисциплинируют, а их мамы, как правило, достаточно много успевают;
Для мамы это возможность «отсидеть» в декрете один раз с двумя детьми, а также решить многие другие вопросы, что называется, одним махом; при большой разнице в возрасте между детьми часто бывает так, что старший ребенок «приносит» из школы или сада инфекционные заболевания, а , пока они маленькие, гораздо меньше рискуют заразить друг друга инфекцией, «привнесенной извне»;
С детьми-погодками никогда не бывает скучно, как и им самим (по крайней мере, пока они не повзрослеют).
Чем старше становятся дети-погодки, тем менее существенную роль играет разница в возрасте между ними . Однако, как показывает практика, даже будучи взрослыми, погодки чаще всего сохраняют доверительные отношения друг с другом.
Возможно, – не совсем правильно с медицинской точки зрения, но у природы на этот счет бывают и свои «соображения». Если вы ждете малыша спустя несколько месяцев после родов, – ничего не бойтесь. Знайте, что первые полтора года вашего двойного материнства действительно будут «концентрированными» в плане трудностей, но затем вы непременно испытаете столь же «концентрированное» двойное счастье.
Согласно информации, изложенной в толковых словарях, погодками принято называть детей, рожденных с разницей в 1 год. И тут сразу возникает вопрос, а если разница будет больше? Например, 1 год и 3 месяца? Учитывая общественное мнение, можно сделать вывод, что дети-погодки - это дети, рожденные с очень маленькой разницей. Обычно к подобной группе причисляют детей, чья разница в возрасте доходит до двух лет.
Сейчас термин «дети-погодки» приобрел скорее символическое значение, которому не стоит уделять особого внимания. Если женщина беременна вторым ребенком, а первый еще находится на грудном вскармливании, то таких детей однозначно можно назвать погодками.
Период вынашивания малыша - это настоящее испытание для женского организма, ведь работать ему приходится уже не на одного человека, а сразу на двух. Внутренние перестроения и гормональные изменения не могут не отразиться на психологической сфере, проявляясь в последствии в послеродовой депрессии. На передышку, согласно всеобщему мнению специалистов, требуется от 2 до 4 лет.
Решиться родить детей-погодок, это значит добровольно обречь свой организм на износ, что может существенно сказаться как на здоровье самой мамочки, так и на состоянии ребенка. Если рождение детей-погодок было запланированным, то следует изначально принять тот факт, что все может пройти не так гладко, как во время первых родов. В любой момент организм может дать сбой.
С другой стороны, следует осознать, когда на свет появится второй ребенок, первый будет еще не настолько взрослым, чтобы не уделять ему достаточного времени. Ему также необходима мамина любовь, внимание и забота. Во время беременности, когда требуется много отдыха и противопоказаны абсолютно любые нагрузки, будет очень трудно придерживаться не только правильного режима, но и полноценно исполнять свои материнские обязанности. Дети-погодки разрывают мамочку, и их совсем не волнует, что последняя устала и тоже хочет отдохнуть и поспать.
Такой сумасшедший режим растянется на несколько лет, который вымотает родителей психологически и физически. В большинстве случаев роль родителей детей-погодок превращается в испытание. Прекрасно, если в трудную минуту родственники смогут оказать поддержку, на какое-то время взяв детей-погодок к себе, но полностью рассчитывать на их помощь было бы не совсем честно.
Помните, рождение детей-погодок очень серьезный и ответственный шаг, который не терпит эмоций и поспешности.
Для детей-погодок иметь братика или сестренку близкого по возрасту - настоящее счастье. Всегда есть с кем поиграть и пошалить, особенно когда все взрослые заняты. Погодки изначально учатся общаться, заботиться друг о друге, находить общий язык, что способствует быстрому всестороннему развитию. Даже если не получится пойти в садик вовремя, психологические потери у детей-погодок будут минимальны.
Решившись стать родителями детей-погодок, не забывайте очень важную вещь: несмотря на одну возрастную группу, каждый ребенок индивидуален как в сфере поведения, так и в успеваемости. К каждому из них нужно вырабатывать индивидуальный подход, а также ни в коем случае не ставить в пример одному крохе другого, чтобы не зародить в нем комплекс неполноценности.
Не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Домашний детский сад несет в себе и отрицательные стороны.
Большинство «ужасов» всегда можно предусмотреть заранее и подготовиться к ним, тем самым облегчив себе и без того не самый простой период в жизни.
В завершение хотелось бы еще раз затронуть тему внимания и заботы. Если посетить форумы, посвященные теме воспитания детей-погодок, то можно обнаружить некую закономерность. До появления на свет второго ребенка, первый был настоящим паинькой, а после, начинает твориться что-то из ряда вон выходящее. Появляется агрессия и эмоциональность.
Дети очень чувствительны к родительской заботе, а вернее к ее снижению. Это порождает в них чувство ненужности, что вынуждает их к проявлению не лучшего поведения, чтобы хоть как-то привлечь внимание. Взрослые не замечают изменений, думая, что старший ребенок получает столько же любви, сколько и раньше, в этом и таится вся проблема. Будьте мудры и предельно внимательны, делите любовь поровну.
Материнство - это прекрасно! Надо понимать, что трудности и проблемы будут сменяться периодами гордости и радости за подрастающее поколение и к этому следует подготовиться. Не нужно думать, что дети-погодки тяжелая ноша, если вам посчастливилось стать многодетными родителями, примите это как дар свыше!
Как справиться с погодками. Как справиться с погодками в первый год жизни — своим опытом поделилась наша читательница Анастасия Акимова, мама-погодок.
Погодки вместе играют, улыбаются, им никогда не скучно. О такой идиллии мечтают будущие мамы. Но сталкиваются с детской ревностью, соперничеством и агрессией. Как с этим справиться? Нужно грамотно подойти к их воспитанию, тогда вы заложите основу для дружбы и уважения. Опытом поделилась Анастасия Акимова, мама погодок.
Как проявляется? Старший ребенок толкает, бьет или щипает младшего. Подрастая, тот начинает обижать его за прошлое.
Почему так происходит? У ребенка еще в утробе матери сформировались общие физические и психологические границы. И если физические границы нарушаются после родов, то психологические сохраняются до 3-х лет. Только в этом возрасте происходит его первое отделение от мамы. Если ребенку ещё нет 3-х лет и у него появляется брат или сестра, то в его единое с мамой психологическое пространство входит третий, и он пытается избавиться от лишнего.
Как проявляется? Старший привлекает к себе внимание истериками, капризами, нередко и порчей имущества, он может взять запрещенную вещь или высоко залезть, чтобы мама подошла к нему и оставила младшего. Порой наблюдается «регрессивное поведение» - например, он может забыть, как проситься на горшок или самостоятельно есть. Негативная реакция со стороны матери лишь усиливает ревность к младшему.
Почему так происходит? Как правило, старший ребенок, единственный в семье. Его обожали, уделяли много внимания. И вот появляется новорождённый. Старший чувствует, что у него отняли принадлежащее ему место. Это наносит психологические травмы и порождает ненависть к младшему, а порой и к маме – она одна из причин этих изменений в его жизни. Старший пытается привлечь к себе внимание матери, так самым доказать, что он лучше.
Как проявляется? Старший ребенок отнимает у малыша игрушку, которая понравилась, в том числе и те, которыми он давно не играл, например, погремушку.
Почему так происходит?
Жизнь погодок – это постоянное вмешательство в личное пространство друг друга. В то время как наличие в руках игрушки подтверждает целостность личных психологических границ. К тому же, всегда кажется, что лучше то, чего нет в руках. Вообще дети склонны отбирать игрушки друг у друга, но у погодок это стремление обострено. Оно может сохраняться до 10 лет.
Как проявляется? В ряде случаев погодки демонстрируют единство целей. Если один разыгрался и возбуждён, то другой тоже заводится не на шутку (подобрать другое слово). Они могут вместе разбрасывать, синхронно плакать или что-то просить.
Почему так происходит? Вместе дети чувствуют силу над родителями, которым с двумя не справиться. Поведение детей-погодок напоминает сообщающиеся сосуды. Если один спокойно играет, то другой истерит, разбрасывает игрушки и вовсе не хочет ничего делать, или наоборот, если один буянит, то другой старается быть хорошим.
Как проявляется? Дети часто спорят, хвастаются или перебивают друг друга. Если выполняют задания, то стремятся сделать это быстрее брата или сестры. Соперничество становится заметно, когда младшему исполнится 3-4 года.
Почему так происходит? Каждый из погодок стремится быть первым во всем. И если не получается быть первым, то отказывается от дела, например, рисовать, собирать игрушки или выполнять учебные задания. Чем больше настаивать на выполнении задания, которое у него не получается, тем сильнее негативные эмоции у малыша.
Первые несколько месяцев - это период адаптации детей друг к другу, и родителей к новым обстоятельствам. Вы легче с этим справитесь, если заранее подготовитесь.
Ещё до появления новорождённого сделайте:
Если не успели чему-то научить старшего ребёнка, то подождите два-три месяца. Не заставляйте его, помните, он будет вести себя как маленький.
Объясните малышу, что теперь ваша семья станет больше . Появится малыш, за которым нужно ухаживать, потом ему будет с кем играть.
Вы можете использовать арт-терапию на животе. Купите пальчиковые краски или медовую акварель и предложите ребенку нарисовать на животе подарок младшему. Скажите ему, что он все чувствует и от этого рисунка у него улучшится настроение.
На все праздники предлагайте старшему что-то нарисовать или слепить из теста для младшего. И все время объясняйте, что малыш все чувствует и радуется этим подаркам. Поставьте эти работы так, чтобы все могли их видеть.Так формируется бондинг или незримая связь. Она устанавливается между детьми. Если она будет сильна, то и дети - ближе друг к другу.
Вам придется столкнуться со многими проблемами. У вас не получится избежать их всех. Однако их можно минимизировать. Для этого соблюдайте эти важные советы.
Не запрещайте старшему ребенку общаться с новым членом семьи, но всегда находитесь рядом. Если он обидел младшего, то не кричите на него. Спокойно объясните, что так делать нельзя, и покажите, как можно.
Старайтесь, чтобы у детей не сформировалась монопривязанность к вам, а множественная привязанность к другим членам семьи. Привлекайте родственников к общению с детьми, они могут ухаживать за ними. Посмотрите на итальянские семьи.
Новорождённый требует много внимания. И все же, постарайтесь свободное время отдавать старшему ребёнку хотя бы в первые месяцы. Он должен понять, что вы по-прежнему любите его. Как это сделать? Играйте, разговаривайте с ним, или просто обнимите или поцелуйте.
Чаще всего приступы ревности проявляются, когда мама кормит грудью младшего. Не гоните от себя первенца, вероятно, он тоже хочет грудь. Дайте ему попробовать молоко. Возможно, он сам откажется от него.
Вам поможет ритуал, например, пока кормите грудью одного ребёнка, то с другим - читайте книгу или отвлеките красивой игрушкой.
Он может принести вам памперс или подать бутылочку. Дайте ему ложку, пусть он кормит игрушку. Хвалите его за это, говорите ему, что он хороший помощник. Так он будет знать, что вы гордитесь им. Можно подарить ему куклу, например, Baby Born, так у него будет свой малыш. Пусть он о нем заботиться.
Научите детей приходить на помощь друг другу. Если один упал или ударился, то покажите другому, как он может пожалеть пострадавшего или поддержать его, например, дать ему игрушку. Будьте настойчивы, и это войдет в привычку, а дети научатся сочувствую друг к другу.
До 3-х лет лучше не знакомить ребенка с телевизором. После – максимум полчаса в день. Лучше приучите их играть вместе. Представьте детям игрушки, покажите, как в них лучше играть. Обучайте детей не драться и разрешать конфликты мирным путем.
Постепенно вовлекайте младшего ребенка в совместные игры. Если он еще мал, то пусть лежит рядом или сидит. Старший должен привыкнуть к новому члену семьи.
Если дети перевозбудились, то их можно развести по разным комнатам на 5-10 минут. Так они успокоятся, и им будет снова интересно вместе.
Выбирая игрушки, ориентируйтесь на развитие детей. Пусть старший составляет пазлы, когда младший строит башню из кубиков.
Не дарите детям много игрушек, но и не обделяйте ими. Старайтесь не посещать с детьми гипермаркетов и магазинов с игрушками – это серьезное испытание для неокрепшей детской психики.
Научите детей ценить игрушки. Если игрушек будет много, то дети быстро потеряют интерес к ним. Им будет нужны новые игрушки. Пусть у каждого будет свое место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Если у вас уже много игрушек, то вы можете спрятать часть из них и потом показать, так же полезно спрятать те игрушки, которые уже надоели. Приучайте погодок делиться игрушками, как друг с другом, так и с другими детьми.
Теперь, если вы что-то делаете или даете одному, то и второму - тоже. Так делите любую вкусность на две части. Или, если покружили младшего, но этого просит старший, то не отказывайте ему. Даже если просьба кажется смешной. Он будет считать себя хуже. Это ещё один повод для ревности.
Не сравнивайте детей друг с другом, лучше отмечайте достижения каждого с его прежними достижениями и поощряйте за это. Научите погодок радоваться успехам друг друга.
Уже сейчас определите личную зону для каждого ребёнка. И начните с кровати. Это не только место, где спит ребенок, это островок безопасности. Лучше, чтобы кровати были отдельными. И так во всем.
Пусть у них будут свои: ящик с вещами, коробка с игрушками, чашка с ложкой, кружка и т. д. Для старшего ребенка важно понимать, где только его вещи. Важно покупать погодкам одинаковые игрушки. Так вы отмечаете их приватность. Ее нужно усиленно уважать у погодок и близнецов.
Приватность – это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которые ребенок не хочет делиться с другими, то, что относиться к его внутреннему миру.
Справиться с погодками вам поможет режим. Не расстраивайтесь, если не устанавливали его с первым ребёнком. Это получится сейчас. Вы и сами не заметите, как будете сначала укладывать в одно время, а потом и кормить их. Это намного удобнее.
Установите режим сна. Наберитесь терпения и не заставляйте детей. Когда они привыкнут друг к другу, то станут засыпать одновременно.
Вы можете облегчить себе задачу, если в дневной сон вынесете новорождённого в коридор или на балкон. Таким образом, он не будет мешать спать старшему и наоборот.
Не просите помощи у родственников первые 3 месяца, иначе вы не научитесь делить ваше внимание между двумя детьми. Более того, возникнет ощущение, что вы не справляетесь.
Научиться все делать, когда погодки только с вами: играть вместе, гулять, кормить, и укладывать спать. Распределяйте домашние дела. Какие-то из них делайте, пока дети спят. Другие - уборка или приготовление еды - делайте, когда они бодрствуют.
Принимайте помощь от родственников и друзей, когда вы научились справляться сами.
Когда дети будут подрастать, то привлекайте их к домашним делам. Если готовите, то позовите их помочь, они могут, например, помешать тесто для блинов или помыть овощи. После еды должны сами убирать свою посуду.
Так вы не только воспитаете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшите отношения внутри семьи. Это поможет смягчить соперничество между погодками.
Сразу скажите детям, кто из них старший и младший ребенок. Воспитывайте детей, ориентируясь на такое распределение ролей.
Старшего научите заботиться о младшем, пусть он старается стать образцом для подражания. Младшего приучите слушаться старшего и учиться у него.
Распределение ролей снижает соперничество между погодками, потому что у каждого будет свое место. Кроме того, это развивает ответственность и прививает уважение к старшим.
Семейные традиции укрепляют семью, формируют чувство единства ее членов и усиливают близость отношений. Не путайте их с поездкой на море или с другим способом проведения каникул или выходных.
Пока дети еще маленькие, то семейной традицией может быть чтение им книжки на ночь. Когда маленький сможет сидеть за стульчиком, то устраивайте ежедневные ужины за столом без телевизора. Пусть каждый расскажет свои новости за день. Здесь можно обсуждать все, что угодно.
Еще традицией можно сделать:
Главное, чтобы это стало ритуалом и приносило всем удовольствие.
Если дети капризничают и не слушаются, то не старайтесь переделать нарушенное поведение. Постарайтесь наладить свои отношения с каждым ребенком. Задайте себе вопрос: «Чем недоволен ребенок?» Проанализируйте ситуацию.
Вы встретите много трудностей. Не пугайтесь. Дети быстро вырастут, и жизнь наладится. Сейчас важно показать им, как нужно общаться. Поселите в их сердцах любовь вместо ревности и соперничества. И тогда погодки станут друзьями, и будут радовать вас.
Начните прямо сейчас. Вы уже сталкивались с детской ревностью? Поделитесь в комментариях личным опытом.
Вконтакте
– это дети с минимальной разницей в возрасте, до 3-х лет.
ОПТИМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Позаботиться о хороших взаимоотношениях своих детей
нужно ещё во время беременности младшим. Старшему необходимо объяснить, что скоро ваша семья станет ещё больше, а значит и жизнь в ней интересней, родится малыш, он потребует много ухода, но, когда подрастёт, ему, старшему всегда будет с кем играть. Поведение старшего может измениться с Вашей беременностью, он может стать беспокойнее, не давать Вам продыху. В ход пойдут арттерапия на животе. Приобретите пальчиковые краски, в крайнем случае медовую акварель, и предложите старшему нарисовать на Вашем беременном круглом животе рисунок-сюрприз для маленького внутри. Объясните, что маленький всё чувствует, и от этого послания у него очень поднимется настроение. На все семейные праздники и российские торжества предлагайте рисовать рисунки для малыша внутри Вас или что-то лепить ему из пластилина, глины или теста. Объясняйте, что малыш внутри Вас всё чувствует, и очень порадуется всем этим поделкам. Поставьте работы старшего на видное место.
Так формируется бондинг. Бондинг
–
это незримая связь, которая устанавливается между детьми
. Чем она сильнее, тем более дети
близки друг к другу.
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ
1.
Не сравнивайте детей
друг с другом. Замечайте успехи каждого и хвалите за них. Воспитывайте у детей гордость друг за друга.
2.
Старайтесь, чтобы у детей
формировалась не монопривязанность, то есть только к Вам, а множественная привязанность ко всем членам семьи. Для этого активно приобщайте родственников к общению и уходу за детьми
. Берите пример с больших итальянских семей.
3.
Обязательно соблюдайте режим, с первых дней жизни детей
не спите с ними в одной пастели. Вводите чёткие правила и следуйте им. Это позволит создать дисциплину.
4.
Если Вы наблюдаете нарушенное поведение у своих детей, прежде всего ориентируйтесь не то, чтобы их переделать, а на то, чтобы индивидуально наладить с каждым свои отношения. Ответь те себе на вопрос, чем не доволен ребёнок? Проанализируйте причины.
5.
Дела, которые Вам нужно выполнять сидя, делайте пока дети
спят, а активные, например уборка, готовка, когда они бодрствуют. Так они не будут Вас отвлекать.
6.
С первых дней жизни младшего приучайте старшего ухаживать за ним. Обязательно высказывайте свою гордость за то, что он у Вас такой хороший помощник.
7.
Не задаривайте детей
игрушками, но и не обделяйте их ими. Старайтесь избегать посещение с детьми
гипермаркетов и больших магазинов с игрушками
–
это через чур для неокрепшей детской психики. Учите детей
ценить те игрушки, которые у них есть. При изобилии игрушек дети
перестают их ценить совсем. Им всё больше, и больше нужны новые игрушки.
У каждого должно быть своё место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Приучайте делиться друг с другом всем, начиная от конфет, приучайте делиться и с другими детьми
.
Покупайте детям
одинаковые игрушки. Этим Вы подчёркиваете их приватность, которую у погодок
и близнецов нужно усиленно уважать. Приватность
–
это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которыми ребёнок не хочет делиться с другими, то, что относится к его внутреннему миру и к уникальности его стиля жизни. Приватность напрямую связана с психолог
ическими границами ребёнка, которые образуются приблизительно в 3 года.
8.
Будет лучше, если дети
будут посещать разные кружки. Ориентироваться при выборе кружков нужно на их интересы. Помните, если в этой сфере отталкиваться от интересов детей, а не своих предпочтений, дети
вырастут инициативными, а инициативность
–
это свойство воли.
9.
Создавайте семейные традиции. Семейные традиции укрепляют семью, способствуют формированию у её членов чувства общности судьбы, единства, сплочённости на век, усиливают близость отношений, психологический комфорт в доме. Семейные традиции нельзя путать со способами проведения каникул, отпусков и выходных, например, семейной поездкой в Египет.
Пока дети
маленькие семейной традицией может стать чтение им сказки на ночь. Как только младший начал сидеть в стульчике для кормления, устраивайте ежедневные ужины всей семьёй за круглым столом под абажуром без телевизора, где каждый расскажет всем свои новости за день. Обсуждать можно всё что угодно. Это очень укрепляет детско-родительские отношения и отношения между детьми в семье. Культпоходы в театр и музеи по воскресеньям всей семьёй, загородные прогулки каждую субботу. Сделать подарки своими руками на праздники, изготовить всем вместе ёлочные украшения, оформить семейный альбом, родословное дерево, и, ещё море самых разных семейных традиций. Главное, чтобы это стало незыблемыми ритуалами, которые приносят всем удовольствие. «Ничто так не зыблемо в этом мире так, как его переменчивость» гласит китайская мудрость. Семейные традиции
–
исключение из правил, они гарантируют стабильность, спокойствие, счастье там, где есть непреходящие ценности.
10.
Делайте домашние дела вместе с детьми
. Так Вы не только воспитываете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшаете внутрисемейные отношения, смягчаете стремление конкурировать у погодок
. Пришли с прогулки с собакой, разделись, помойте вместе лапы псу, расчешите его. Когда готовите, обязательно зовите детей помогать, например, можно помешать тесто для блинов или массу для запеканки, взболтать яйца для омлета. После еды дети
сами должны убрать всю посуду. Они могут помочь протирать листья и поливать цветы. Во время уборки распределите обязанности, кто, что делает, включите музыку, работайте с хорошим настроением и помогайте друг к другу. Если есть дача, приобщайте детей ухаживать за огородом. Всё это сплачивает семью, укрепляет отношения, способствует трудолюбию, ответственности, воли. Так дети
развиваются в разы лучше, чем в любой даже самой продвинутой «студии развития по выращиванию маленьких гениев».
11.
Совместные игры. До 3-х лет ребёнка лучше не знакомить с телевизором. Позже
–
максимум полчаса в день, будь то мультфильмы, сказки или детские программы. А вот компьютерные гаджеты способствуют деградации детей
. Что Вы можете сделать хорошего для своих малышей, так это приучать их играть вместе. Представьте им игрушки, покажите, как в них можно играть, особенно интересны ролевые игры, обучайте не драться, а самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, угощать, всем делиться. Способствуйте тому, чтобы Ваши дети
играли в командные игры, например, двенадцать палочек, казаки-разбойники, футбол, так они учатся взаимодействовать в команде и в другие дворовые игры, как например в козла, собачка, вышибала, где они учатся проигрывать. Совместные настольные игры дома всей семьёй или с друзьями в лото, домино, в кости, эрудит и т.д. также учат проигрывать и действовать, соблюдая правила. Развитые социальные навыки способствуют хорошим взаимоотношениям у сиблингов.
12.
Определите семейные роли. Обозначьте, что есть младший ребёнок и старший ребёнок. Воспитывайте, ориентируясь на такое распределение ролей. Учите старшего помогать заботиться о младшем, стараться стать ему образцом для подражания, а младшего лучше приучать слушаться старшего, учиться у него. Такое распределение ролей резко снижает конкуренцию, ведь у каждого в семье появляется своё место, развивает ответственность, прививает уважение к старшим, укрепляет семью.
13.
Культивируйте в детях
сочувствие друг другу, формируйте у них привычку приходить друг к другу на помощь, любую вкусность делить на две части. Это значит, что, когда один из них упал, ударился, учите другого ребёнка пожалеть пострадавшего и морально поддержать его. Приучайте детей радоваться успехам друг друга как своим личным, испытывать гордость друг за друга.
Погодки с медицинской точки зрения
Две беременности, двое родов и, соответственно, два послеродовых периода подряд – слишком большая нагрузка и на организм, и на психику. Восстановительный период после родов длится около года, и, когда на него накладывается новая волна гормональных изменений, то это становится слишком сильным стрессом.
Психологи, работающие в женских консультациях, отмечают значительно больший процент послеродовых расстройств настроения у женщин, родивших с таким небольшим перерывом. Так, например, в группе женщин 20–27 лет после первых родов практически не отмечается жалоб на какие-либо проявления нарушений настроения. Незначительный «материнский блюз» выражается в капризности, обидчивости, периодах грусти и вскоре проходит.
Женщины того же возраста, родившие двоих детей подряд, имеют более выраженные симптомы: чувство тоски, потери, значительное снижение настроения, плаксивость, длящиеся по нескольку месяцев. И все это нельзя считать новостью.
То, что двое родов с разницей в год неблагоприятны, известно еще с древности. У народов, живущих традиционным укладом, и сейчас в ходу заговоры на то, чтобы «не рождался второй ребенок, пока этот не побежит и не поплывет», «…пока не освободятся руки у матери», «…пока не обновится молоко». То есть пока старшему не исполнится хотя бы три года.
Древние славянские народы тоже старались избегать слишком маленькой разницы в возрасте. Причем по убеждению во вреде не только для мамы, но и для детей. Видя, что дети, рожденные без перерыва, чаще болеют, бывают более слабыми, они связывали это с особенностью существования их духов-хранителей. У маленьких детей и духи-хранители маленькие. Они так же непоседливы, любят играть и шалить. И им бывает тесно вместе – поэтому один забирает силы у другого. Конечно, сейчас вырастить детей-погодков не проблема в плане физического здоровья. Психологические же особенности такой ситуации стоит предусмотреть.
Слишком маленький старший
«Они же почти ровесники – значит, будут расти практически в одинаковых условиях. Никаких старших-младших, никакой ревности». Такое мнение ошибочно. Родители сами испытывают потребность в том, чтобы одного из детей «назначать» старшим, наделять его более взрослыми чертами – даже если воспитывают близнецов. А тут действительно один намного (по сравнению с новорожденным) старше. Конечно, ему и быть более сознательным, терпеливым, ответственным. А он оказался не готов... Более того, он вообще не понял, что произошло и почему ситуация так изменилась. Ребенку трех и даже двух лет можно доступно объяснить, что у него появится братик или сестричка, поговорить с ним о том, почему мама теперь не может так много времени проводить с ним самим. Его можно успокоить, когда он проявляет недовольство ситуацией, как-то поддержать и отвлечь.
Годовалый или ребенок чуть старше не может понять происходящего, для него все проходит на уровне ощущений. И они не самые лучшие. Он хочет быть все время с мамой, засыпать на руках, постоянно видеть ее лицо, обращенное к нему. Ан нет – теперь это стало недоступно, как ни проси. Это порождает тревогу, лишает чувства полной безопасности.
В период восьми месяцев – года у детей появляется сильная привязанность к маме, когда ребенок отстраняется от других людей и, что называется, с рук не сходит. Это нормальный этап социального развития, и он, как правило, быстро проходит. Но для этого надо, чтобы мама была рядом всегда, по первому зову, и всегда была готова «укрыть» от посторонних. В случае когда к году появляется еще один ребенок, это практически невозможно – руки заняты. В результате привязанность к маме не ослабевает, а, наоборот, крепнет, но при этом бывает основана на подсознательном страхе потерять ее саму. Старший становится очень чувствительным – даже ночью просыпается в то время, когда встает младший для кормления. Как бы присоединяется к симбиозу мамы и младшего. Кстати, его жизнь тоже нельзя назвать безоблачной. Конечно, особых переживаний по поводу нехватки внимания нет – ему просто не с чем сравнивать, но близости мамы ему тоже мало. И в этом, наверное, основная трудность – очень уж схожие у детей интересы.
Иногда родители не видят другого выхода, кроме как отделять детей на время. С одним – бабушка или няня, с другим – мама, а потом наоборот. Это дает возможность каждому из детей иметь столько внимания, сколько нужно. Если, конечно, эти периоды недолгие и в них нет явного предпочтения.
Воспитать заодно
«Алене было четыре месяца, когда я поняла, что опять беременна. Даже не поверила сначала – была уверена, что, пока кормишь грудью, это невозможно. Моя бабушка меня успокоила: «Они же почти как близнецы будут. Вырастут заодно. Даже игрушки покупать не придется новые». Ну, да, игрушки покупать не пришлось. А вот в остальном дети очень разные. Младшей сейчас год, старшей чуть больше двух. Младшая очень способная и шустрая, живо всем интересуется. Старшая внимательная, но очень медлительная и труднее запоминает. Когда учим стихи, младшая может выучить даже больше – хотя еще некоторые буквы не выговаривает. Мы часто шутим, что девочки что-то напутали со своим рождением. Должны были родиться наоборот, если учитывать развитие. Даже думаем их вместе, в одну группу отдать. А потом, возможно, и в один класс».
Погодки с детства пользуются вниманием окружающих. И это, конечно, неудивительно. Двое маленьких детей смотрятся гораздо забавнее, чем один.
Родители погодков часто говорят, что их младший ребенок более способный. И это тоже не вполне соответствует истине. Бывает, что со старшим просто не так много занимались: с новой беременностью, связанными с ней проблемами это отошло на задний план. А потом, когда время появилось, стали заниматься с учетом интересов младшего. Получается, что старший пропустил какие-то «уроки» и теперь ему приходится что-то самому нагонять. Зато младший получил возможность заниматься с опережением – наблюдая за старшим. Так что разница в способностях может быть иллюзией. И не стоит отдавать детей-погодков в одну группу детского сада. В раннем возрасте даже разница в два-три месяца значит довольно много. И не следует сравнивать их способности между собой.
Чувство неполноценности очень важно, оно помогает стремиться к достижениям, учиться чему-то новому. Но если его слишком много, то это тормозит развитие.
Если ребенок постоянно слышит восторг в адрес брата или сестры и насмешки (пусть и самые добрые) – в свой, то ни о какой здоровой конкуренции и речи быть не может. Возникнет либо пассивное отношение ко всему вообще, либо агрессивность, либо (чуть позже) гиперкомпенсация, когда ребенок стремится добиться результата во что бы то ни стало.
Тип личности, склонности, предпочтения – во всем старайтесь видеть различия и каждому из детей дать то, что ему необходимо.
Это, кстати, в дальнейшем будет важным мотивом для взаимного обмена интересами. При правильном подходе дети-погодки бывают очень разносторонними. Они способны увлекать друг друга, многое получать именно от того, что они разные.
И все, достаточно?
Семьи, где есть дети-погодки, говорят, что больше не хотят иметь детей. «Двоих подряд – чтобы за один раз разделаться со всеми этими пеленками-распашонками, а потом уже спокойно заниматься карьерой, своими интересами». Так они говорят и через пять лет, и через десять. А через пятнадцать опять хотят ребенка! Именно в таких семьях чаще всего появляются поздние дети, с большой – иногда даже в двадцать лет! – разницей. Почему? Да потому что то первое (объединенное со вторым) материнство было очень уж тяжелым. Настолько, что, собственно, материнства и не почувствовалось. Был только тяжелый труд, бессонные ночи, постоянный плач и детские болезни.
«Когда смотрю на гуляющих мам и детей, чувствую себя ужасно. Они все такие довольные, спокойные, улыбающиеся. Ласково говорят со своими малышами, что-то им показывают. Я же как загнанная – нет времени ни спать, ни есть нормально. Одному ребенку три месяца, второму – год с половиной. Плачет то один, то второй, то оба вместе. Ко мне даже подруги перестали заходить, и я их понимаю. Муж оптимистично на все это смотрит, помогает мне по вечерам. Но днем я одна и чувствую себя вообще без сил. Иногда даже снится, что я только собираюсь забеременеть, а детей пока нет. Только в этих снах и отдыхаю…».
Неудивительно, что какое-то время этот период многим даже вспоминать не хочется. Зато потом возникает чувство, что маленьких детей никогда не было. Взрослые – да, есть. А малышей – не было. И хочется наконец-то почувствовать это – сейчас, в спокойной обстановке. Старшие чаще всего воспринимают это позитивно и готовы помогать. Но мама по отношению к ним именно в это время может испытывать чувство вины. За то, что не уделяла им столько внимания, не проводила так много времени, отправляла к бабушкам. За то, что не была им так рада…
Несмотря на то что трудностей много, не стоит считать, что дети-погодки – самый неподходящий вариант. В том, что касается детей, такого понятия (с психологической точки зрения) не существует вообще: каждая ситуация имеет и плюсы, и минусы. Определенным преимуществом погодков является то, что они действительно всегда бывают дружны и сохраняют прекрасные отношения на всю жизнь. Они легче переносят подростковый возраст сами и не создают особых проблем для взрослых. Отношения с родителями во взрослом возрасте у них прекрасные (а вот тема ревности сохраняется как раз у тех, чья разница в возрасте идеальна).
katerina-shop.ru - Женский портал - Katerina-shop