Воспитание детей-погодок: возможные трудности и явные преимущества. Трудности и проблемы в воспитании детей погодок Как справляться с двумя маленькими детьми погодками

Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори

Тяжело с животом бегать за малышом

Страшно бывает, как правило, мамам, второго ребенка. Старший научился передвигаться самостоятельно, вдруг стал своенравным и капризным, время от времени укладывается на землю, не желая уходить с детской площадки, или, наоборот, превращается в метеор и убегает от мамы со скоростью света. А у мамы – живот, он все больше и больше, и ей тяжело бегать и нагибаться.

Во-вторых, в этой ситуации женщине необходима особая забота о здоровье, ведь частые роды – это повышенный риск варикозного расширения вен , развития анемии и некоторых других неприятностей. Беременную нужно усиленно подкармливать витаминами, желательно в составе натуральных фруктов, овощей и других качественных продуктов, а также оберегать от лишних физических нагрузок.

Лайфхаки для беременной мамы

Необходимо так организовать окружающее будущую маму пространство, чтобы свести к минимуму необходимость в поднятии «старшенького» на руки. Если есть такая возможность, то одну из комнат хорошо бы , открытых розеток, острых углов и прочего, и позволить малышу почувствовать себя в ней хозяином. Пусть ползает по комнате, как по большому манежу, безо всяких ограничений. Так он будет намного меньше капризничать и проситься на руки, а у мамы появится возможность время от времени прилечь на диван, находясь тут же, рядом.

С высокого стульчика малыша имеет смысл пересадить за низкий детский столик уже в тот момент, когда он научится уверенно ходить. Вынув из стандартной детской кроватки пару вертикальных перекладин, его можно довольно быстро научить залезать внутрь самостоятельно. Небольшая устойчивая табуретка в ванной поможет маме, аккуратно поддерживая ребенка, без подъема на руки, ставить его в большую ванну.

Волшебная сила распорядка дня

И все же самое интересное ожидает маму погодков уже после родов. Надо честно признать, что период, когда оба ребенка маленькие, но при этом имеют совершенно разные потребности, для матери довольно сложный.

Вот, например, почти в каждой семье, где растут погодки, родители замечают такую закономерность: если младший ребенок засыпает у маминой груди или на руках, то старший в этот момент с энтузиазмом усаживается на горшок, затем встает, обязательно его опрокинув, и требует заслуженного внимания . Или же роняет стакан с кефиром, или, споткнувшись, падает сам и громко зовет на помощь. И так – из раза в раз, изо дня в день.

В общем, в таких условиях соблюдать почти невозможно, укладывать спать обоих малышей невероятно сложно и уж совсем затруднительно их вечером готовить ко сну, если рядом нет человека, готового помочь. Тем не менее, у мам, которым некому помогать в течение дня, гораздо быстрее обнаруживаются резервные возможности организма. Оказывается, и с погодками можно управиться, имея две руки и два глаза. Можно так организовать распорядок дня и распределить свои силы, что все сложится в удобный для всех членов семьи – не без неизбежных компромиссов в быту, конечно – образ жизни .

Что касается главы семейства и всех остальных родственников, то их помощь, пусть и эпизодическая, очень приветствуется, но только не в виде советов, а в виде реальных и нужных дел. Приготовить полноценный и вкусный обед, а потом отправиться гулять с детьми, дав возможность маме отдохнуть, – вот, наверное, самое лучшее, что может сделать близкий человек .

Неожиданные преимущества мамы погодок

Самый напряженный период воспитания погодков длится не так уж долго. Обычно к тому времени, когда младшему ребенку исполняется год, жизнь мамы постепенно налаживается. И хотя людям со стороны часто бывает трудно понять, как можно справляться с двумя малышами, разбегающимися в разные стороны, у мамы погодков уже достаточно опыта и особого материнского чутья, чтобы делать это, практически не напрягаясь.

Liseykina / Фотобанк Лори

Конечно, ее образ жизни по-прежнему не похож на будни семей, но при этом, как ни странно, он имеет массу преимуществ:

Погодки очень дисциплинируют, а их мамы, как правило, достаточно много успевают;

Для мамы это возможность «отсидеть» в декрете один раз с двумя детьми, а также решить многие другие вопросы, что называется, одним махом; при большой разнице в возрасте между детьми часто бывает так, что старший ребенок «приносит» из школы или сада инфекционные заболевания, а , пока они маленькие, гораздо меньше рискуют заразить друг друга инфекцией, «привнесенной извне»;

С детьми-погодками никогда не бывает скучно, как и им самим (по крайней мере, пока они не повзрослеют).

Чем старше становятся дети-погодки, тем менее существенную роль играет разница в возрасте между ними . Однако, как показывает практика, даже будучи взрослыми, погодки чаще всего сохраняют доверительные отношения друг с другом.

Возможно, – не совсем правильно с медицинской точки зрения, но у природы на этот счет бывают и свои «соображения». Если вы ждете малыша спустя несколько месяцев после родов, – ничего не бойтесь. Знайте, что первые полтора года вашего двойного материнства действительно будут «концентрированными» в плане трудностей, но затем вы непременно испытаете столь же «концентрированное» двойное счастье.

Согласно информации, изложенной в толковых словарях, погодками принято называть детей, рожденных с разницей в 1 год. И тут сразу возникает вопрос, а если разница будет больше? Например, 1 год и 3 месяца? Учитывая общественное мнение, можно сделать вывод, что дети-погодки - это дети, рожденные с очень маленькой разницей. Обычно к подобной группе причисляют детей, чья разница в возрасте доходит до двух лет.

Сейчас термин «дети-погодки» приобрел скорее символическое значение, которому не стоит уделять особого внимания. Если женщина беременна вторым ребенком, а первый еще находится на грудном вскармливании, то таких детей однозначно можно назвать погодками.

Психологическая и физическая стороны вопроса

Период вынашивания малыша - это настоящее испытание для женского организма, ведь работать ему приходится уже не на одного человека, а сразу на двух. Внутренние перестроения и гормональные изменения не могут не отразиться на психологической сфере, проявляясь в последствии в послеродовой депрессии. На передышку, согласно всеобщему мнению специалистов, требуется от 2 до 4 лет.

Решиться родить детей-погодок, это значит добровольно обречь свой организм на износ, что может существенно сказаться как на здоровье самой мамочки, так и на состоянии ребенка. Если рождение детей-погодок было запланированным, то следует изначально принять тот факт, что все может пройти не так гладко, как во время первых родов. В любой момент организм может дать сбой.

С другой стороны, следует осознать, когда на свет появится второй ребенок, первый будет еще не настолько взрослым, чтобы не уделять ему достаточного времени. Ему также необходима мамина любовь, внимание и забота. Во время беременности, когда требуется много отдыха и противопоказаны абсолютно любые нагрузки, будет очень трудно придерживаться не только правильного режима, но и полноценно исполнять свои материнские обязанности. Дети-погодки разрывают мамочку, и их совсем не волнует, что последняя устала и тоже хочет отдохнуть и поспать.

Такой сумасшедший режим растянется на несколько лет, который вымотает родителей психологически и физически. В большинстве случаев роль родителей детей-погодок превращается в испытание. Прекрасно, если в трудную минуту родственники смогут оказать поддержку, на какое-то время взяв детей-погодок к себе, но полностью рассчитывать на их помощь было бы не совсем честно.

Помните, рождение детей-погодок очень серьезный и ответственный шаг, который не терпит эмоций и поспешности.

Как чувствуют себя сами дети-погодки

Для детей-погодок иметь братика или сестренку близкого по возрасту - настоящее счастье. Всегда есть с кем поиграть и пошалить, особенно когда все взрослые заняты. Погодки изначально учатся общаться, заботиться друг о друге, находить общий язык, что способствует быстрому всестороннему развитию. Даже если не получится пойти в садик вовремя, психологические потери у детей-погодок будут минимальны.

Преимущества рождения детей-погодок

  • Лучшие друзья . Прежде чем решать, рожать или нет, давайте заглянем немного в будущее. У детей-погодок будут общие интересы, им всегда будет чем заняться без родителей. Это предоставит маме больше времени для отдыха и ухода за собой.
  • Свежий опыт родителя . С рождением первенца мама и папа только привыкают к своей новой роли. К появлению второго малыша, если проходит длительное время, все усвоенное успешно забывается. В случае с детьми-погодками наработанное применяется в уходе за вторым крохой.
  • Железная леди . Хотите выработать в себе неимоверную дисциплину и не дюжее чувство ответственности? Тогда дети-погодки - это ваш вариант! Контроль времени и распорядка дня придется вести в обязательном порядке. Но и не переоцените своих возможностей.
  • Ревность сходит на нет . Согласно статистике, составленной детскими психологами, ревность детей-погодок к родителям встречается значительно реже, нежели среди тех, чей возраст имеет больший интервал. А если она и присутствует, то выражена не так сильно.
  • Воспитание . Психология детей-погодок устроена таким образом, что младшие стараются во всем быть похожими на старших. Если один ребенок будет учить, например, буквы, то и второй проявит к этому интерес. Здесь, как говорится, можно убить сразу двух зайцев.
  • Адаптация в обществе . Посещение детского садика, а впоследствии и школы, часто сопровождается стрессом как для взрослых, так и для малышей. Дети-погодки, как правило, ходят в одну группу и класс. Вместе проще и веселее влиться в общество.
  • Скажем эгоизму «нет!» . Дети-погодки с пеленок привыкают к тому, что мир не крутится только вокруг одного человека, что нужно делиться, учитывать мнения и желания всего близкого окружения. В такой обстановке больше шансов взрастить уважаемых личностей.
  • Карьера . Вырастив детей-погодок и затратив на это максимум 4 года, перед мамой открываются огромные перспективы в плане карьерного роста. О пополнении семьи можно больше не задумываться и отдаться работе. Это прекрасно понимают и руководители, с большей охотой принимая именно опытных мам.

Решившись стать родителями детей-погодок, не забывайте очень важную вещь: несмотря на одну возрастную группу, каждый ребенок индивидуален как в сфере поведения, так и в успеваемости. К каждому из них нужно вырабатывать индивидуальный подход, а также ни в коем случае не ставить в пример одному крохе другого, чтобы не зародить в нем комплекс неполноценности.

Минусы рождения детей-погодок

Не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Домашний детский сад несет в себе и отрицательные стороны.

  • Соперничество . Первый год вместе с детьми-погодками будет самым тяжелым. Каждый из малышей требует к себе большого внимания, проявления любви и заботы. Поначалу мамочка будет «разрываться» и сильно уставать как физически, так и морально. Можно подбадривать себя, что продлится это относительно недолго.
  • Здоровье . Роды - естественный процесс, но женский организм нуждается в передышке. Вторая беременность, сразу после первой, может приняться им не так, как хотелось бы. Правда, при соблюдении мамой здорового образа жизни, вторые крохи рождаются сильными и здоровыми.
  • Постоянная зависимость от кого-то . Попросить помощи присмотреть за одним ребенком не так сложно, но, если это будут погодки… Постоянно навязываться неудобно, а если не просить и бегать везде с двумя маленькими детьми - не комфортно. Одной воспитать детей-погодок можно, но решившись на такой шаг, с большой вероятностью вы попадете в настоящий ад.
  • Нервы и стрессы . После рождения детей-погодок, вся ответственность за воспитание ложится на плечи мамы, а папа выступает в роли кормильца. Отсутствие полноценного отдыха и частые детские крики и ссоры, а у детей-погодок они бывают очень часто, способны вывести из себя даже самого спокойного человека. Спад жизненного тонуса, агрессивность и депрессии - все это не за горами. А разве у нервной и морально истощенной мамы могут быть счастливые дети? Ответ очевиден.
  • Невозможность грудного вскармливания . Некоторые врачи против того, чтобы во время второй беременности вскармливать первого ребенка. Причина этому проста - возникает риск сокращения матки, что может привести к выкидышу. С другой стороны, лишать малыша материнского молока - не хорошо.
  • Повышенное внимание . Спокойные дети-погодки, возможно, существуют где-то в параллельном мире, а в нашем - вечные батарейки, которым усидеть на месте просто невозможно. Все им интересно, все нужно потрогать и попробовать на вкус. И если за одним ребенком уследить можно, то за детьми-погодками будет гораздо тяжелее, особенно когда те разбегаются по разным сторонам.
  • Ненормированный режим дня . О сладких снах можно позабыть, по крайней мере, на начальном этапе. Ситуацию можно упростить, разместив детей-погодок по разным комнатам, но такая возможность есть далеко не у всех.
  • Иллюзорность экономической выгоды . Конечно, на чем-то будет экономия, но вы ее не заметите. Сами подумайте, только на одних подгузниках будут двойные растраты, что уж говорить о молочной смеси и кашах. А если дети-погодки разнополые, то со временем их нужно расселить по разным комнатам, что опять же чревато затратами. Когда крохи «вылезут» из ползунков и пойдут в школу, кошелек начнет пустеть еще быстрее. Одежда, учебники, секции, а в последствии выпускной и институт.
  • Истерики и ссоры . Да, у детей-погодок схожие интересы, но характер и взгляды на ситуацию у каждого будут свои. Малыши, не умеющие контролировать свои эмоции, будут постоянно драться, визжать и закатывать истерики. Квартира постепенно превратится в хаос, а мамочка либо в робота, либо в истеричку.

Основные нюансы на заметку родителям детей-погодок

Большинство «ужасов» всегда можно предусмотреть заранее и подготовиться к ним, тем самым облегчив себе и без того не самый простой период в жизни.

  • Продумайте те ситуации, когда ребенка потребуется оставить с кем-то . Например, если с одним малышом придется переместиться на какое-то время в стационар, второй должен быть под присмотром. Не придавая значения этому пункту, надеясь только на себя, спустя всего 1-2 месяца, женщина хватается за голову с мыслью: как же справиться одной? Таких случаев может и не быть, но подготовиться все же следует. Если дети-погодки только планируются, заранее узнайте у близких смогут ли они вам помогать. В случае отрицательных ответов, лучше не рисковать и переждать с рождением ребенка до тех пор, пока первому не исполнится лет 5.
  • Заранее потратьтесь на бытовых помощников . Посудомоечная и швейная машина, моющий пылесос, мультиварка и другие мелочи значительно помогут снять нагрузку с усталой мамочки.
  • Старайтесь объединять режим детей . Таким образом, вы хоть немного высвободите себе свободное время для отдыха.
  • Нужно запастись терпением и оптимизмом . Дети, растущие в любви и заботе - счастливые дети. Малыши прекрасно чувствуют психологический климат в семье, а частые капризы и недовольства могут свидетельствовать о напряженных родительских отношениях, которые нужно в срочном порядке налаживать.

Много любви не бывает

В завершение хотелось бы еще раз затронуть тему внимания и заботы. Если посетить форумы, посвященные теме воспитания детей-погодок, то можно обнаружить некую закономерность. До появления на свет второго ребенка, первый был настоящим паинькой, а после, начинает твориться что-то из ряда вон выходящее. Появляется агрессия и эмоциональность.

Дети очень чувствительны к родительской заботе, а вернее к ее снижению. Это порождает в них чувство ненужности, что вынуждает их к проявлению не лучшего поведения, чтобы хоть как-то привлечь внимание. Взрослые не замечают изменений, думая, что старший ребенок получает столько же любви, сколько и раньше, в этом и таится вся проблема. Будьте мудры и предельно внимательны, делите любовь поровну.

Материнство - это прекрасно! Надо понимать, что трудности и проблемы будут сменяться периодами гордости и радости за подрастающее поколение и к этому следует подготовиться. Не нужно думать, что дети-погодки тяжелая ноша, если вам посчастливилось стать многодетными родителями, примите это как дар свыше!

Как справиться с погодками. Как справиться с погодками в первый год жизни — своим опытом поделилась наша читательница Анастасия Акимова, мама-погодок.

Погодки вместе играют, улыбаются, им никогда не скучно. О такой идиллии мечтают будущие мамы. Но сталкиваются с детской ревностью, соперничеством и агрессией. Как с этим справиться? Нужно грамотно подойти к их воспитанию, тогда вы заложите основу для дружбы и уважения. Опытом поделилась Анастасия Акимова, мама погодок.

Агрессия

Как проявляется? Старший ребенок толкает, бьет или щипает младшего. Подрастая, тот начинает обижать его за прошлое.

Почему так происходит? У ребенка еще в утробе матери сформировались общие физические и психологические границы. И если физические границы нарушаются после родов, то психологические сохраняются до 3-х лет. Только в этом возрасте происходит его первое отделение от мамы. Если ребенку ещё нет 3-х лет и у него появляется брат или сестра, то в его единое с мамой психологическое пространство входит третий, и он пытается избавиться от лишнего.

Ревность

Как проявляется? Старший привлекает к себе внимание истериками, капризами, нередко и порчей имущества, он может взять запрещенную вещь или высоко залезть, чтобы мама подошла к нему и оставила младшего. Порой наблюдается «регрессивное поведение» - например, он может забыть, как проситься на горшок или самостоятельно есть. Негативная реакция со стороны матери лишь усиливает ревность к младшему.

Почему так происходит? Как правило, старший ребенок, единственный в семье. Его обожали, уделяли много внимания. И вот появляется новорождённый. Старший чувствует, что у него отняли принадлежащее ему место. Это наносит психологические травмы и порождает ненависть к младшему, а порой и к маме – она одна из причин этих изменений в его жизни. Старший пытается привлечь к себе внимание матери, так самым доказать, что он лучше.

Отбирание игрушек

Как проявляется? Старший ребенок отнимает у малыша игрушку, которая понравилась, в том числе и те, которыми он давно не играл, например, погремушку.

Почему так происходит?

Жизнь погодок – это постоянное вмешательство в личное пространство друг друга. В то время как наличие в руках игрушки подтверждает целостность личных психологических границ. К тому же, всегда кажется, что лучше то, чего нет в руках. Вообще дети склонны отбирать игрушки друг у друга, но у погодок это стремление обострено. Оно может сохраняться до 10 лет.

Дисциплина

Как проявляется? В ряде случаев погодки демонстрируют единство целей. Если один разыгрался и возбуждён, то другой тоже заводится не на шутку (подобрать другое слово). Они могут вместе разбрасывать, синхронно плакать или что-то просить.

Почему так происходит? Вместе дети чувствуют силу над родителями, которым с двумя не справиться. Поведение детей-погодок напоминает сообщающиеся сосуды. Если один спокойно играет, то другой истерит, разбрасывает игрушки и вовсе не хочет ничего делать, или наоборот, если один буянит, то другой старается быть хорошим.

Соперничество

Как проявляется? Дети часто спорят, хвастаются или перебивают друг друга. Если выполняют задания, то стремятся сделать это быстрее брата или сестры. Соперничество становится заметно, когда младшему исполнится 3-4 года.

Почему так происходит? Каждый из погодок стремится быть первым во всем. И если не получается быть первым, то отказывается от дела, например, рисовать, собирать игрушки или выполнять учебные задания. Чем больше настаивать на выполнении задания, которое у него не получается, тем сильнее негативные эмоции у малыша.

Будьте готовы!

Первые несколько месяцев - это период адаптации детей друг к другу, и родителей к новым обстоятельствам. Вы легче с этим справитесь, если заранее подготовитесь.

Ещё до появления новорождённого сделайте:

  1. Поставьте отдельную кровать.
  2. Приобретите коляску для погодков, она повысит вашу мобильность.
  3. Купите необходимую бытовую технику, она облегчит домашние дела.
  4. Подготовьте дом для исследования его старшим ребёнком, например, уберите все острые и опасные предметы.
  5. Отучите первенца от соски и бутылочки, чтобы он не отнимал их у новорождённого.
  6. Постарайтесь приучить ребёнка к раздельному сну и горшку.

Если не успели чему-то научить старшего ребёнка, то подождите два-три месяца. Не заставляйте его, помните, он будет вести себя как маленький.

Объясните малышу, что теперь ваша семья станет больше . Появится малыш, за которым нужно ухаживать, потом ему будет с кем играть.

Вы можете использовать арт-терапию на животе. Купите пальчиковые краски или медовую акварель и предложите ребенку нарисовать на животе подарок младшему. Скажите ему, что он все чувствует и от этого рисунка у него улучшится настроение.

На все праздники предлагайте старшему что-то нарисовать или слепить из теста для младшего. И все время объясняйте, что малыш все чувствует и радуется этим подаркам. Поставьте эти работы так, чтобы все могли их видеть.Так формируется бондинг или незримая связь. Она устанавливается между детьми. Если она будет сильна, то и дети - ближе друг к другу.

Секреты воспитания погодок без ревности

Вам придется столкнуться со многими проблемами. У вас не получится избежать их всех. Однако их можно минимизировать. Для этого соблюдайте эти важные советы.

1. Не ограничивайте общение детей

Не запрещайте старшему ребенку общаться с новым членом семьи, но всегда находитесь рядом. Если он обидел младшего, то не кричите на него. Спокойно объясните, что так делать нельзя, и покажите, как можно.

Старайтесь, чтобы у детей не сформировалась монопривязанность к вам, а множественная привязанность к другим членам семьи. Привлекайте родственников к общению с детьми, они могут ухаживать за ними. Посмотрите на итальянские семьи.

2. Уделяйте внимание старшему

Новорождённый требует много внимания. И все же, постарайтесь свободное время отдавать старшему ребёнку хотя бы в первые месяцы. Он должен понять, что вы по-прежнему любите его. Как это сделать? Играйте, разговаривайте с ним, или просто обнимите или поцелуйте.

Чаще всего приступы ревности проявляются, когда мама кормит грудью младшего. Не гоните от себя первенца, вероятно, он тоже хочет грудь. Дайте ему попробовать молоко. Возможно, он сам откажется от него.

Вам поможет ритуал, например, пока кормите грудью одного ребёнка, то с другим - читайте книгу или отвлеките красивой игрушкой.

3. Приучайте старшего ухаживать за младшим

Он может принести вам памперс или подать бутылочку. Дайте ему ложку, пусть он кормит игрушку. Хвалите его за это, говорите ему, что он хороший помощник. Так он будет знать, что вы гордитесь им. Можно подарить ему куклу, например, Baby Born, так у него будет свой малыш. Пусть он о нем заботиться.

Научите детей приходить на помощь друг другу. Если один упал или ударился, то покажите другому, как он может пожалеть пострадавшего или поддержать его, например, дать ему игрушку. Будьте настойчивы, и это войдет в привычку, а дети научатся сочувствую друг к другу.

4. Вводите совместные игры

До 3-х лет лучше не знакомить ребенка с телевизором. После – максимум полчаса в день. Лучше приучите их играть вместе. Представьте детям игрушки, покажите, как в них лучше играть. Обучайте детей не драться и разрешать конфликты мирным путем.

Постепенно вовлекайте младшего ребенка в совместные игры. Если он еще мал, то пусть лежит рядом или сидит. Старший должен привыкнуть к новому члену семьи.

Если дети перевозбудились, то их можно развести по разным комнатам на 5-10 минут. Так они успокоятся, и им будет снова интересно вместе.

Выбирая игрушки, ориентируйтесь на развитие детей. Пусть старший составляет пазлы, когда младший строит башню из кубиков.

5. Выстраивайте грамотное отношение к игрушкам

Не дарите детям много игрушек, но и не обделяйте ими. Старайтесь не посещать с детьми гипермаркетов и магазинов с игрушками – это серьезное испытание для неокрепшей детской психики.

Научите детей ценить игрушки. Если игрушек будет много, то дети быстро потеряют интерес к ним. Им будет нужны новые игрушки. Пусть у каждого будет свое место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.

Если у вас уже много игрушек, то вы можете спрятать часть из них и потом показать, так же полезно спрятать те игрушки, которые уже надоели. Приучайте погодок делиться игрушками, как друг с другом, так и с другими детьми.

6. Погодки, как близнецы

Теперь, если вы что-то делаете или даете одному, то и второму - тоже. Так делите любую вкусность на две части. Или, если покружили младшего, но этого просит старший, то не отказывайте ему. Даже если просьба кажется смешной. Он будет считать себя хуже. Это ещё один повод для ревности.

Не сравнивайте детей друг с другом, лучше отмечайте достижения каждого с его прежними достижениями и поощряйте за это. Научите погодок радоваться успехам друг друга.

7. Ваши дети - две разные личности

Уже сейчас определите личную зону для каждого ребёнка. И начните с кровати. Это не только место, где спит ребенок, это островок безопасности. Лучше, чтобы кровати были отдельными. И так во всем.

Пусть у них будут свои: ящик с вещами, коробка с игрушками, чашка с ложкой, кружка и т. д. Для старшего ребенка важно понимать, где только его вещи. Важно покупать погодкам одинаковые игрушки. Так вы отмечаете их приватность. Ее нужно усиленно уважать у погодок и близнецов.

Приватность – это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которые ребенок не хочет делиться с другими, то, что относиться к его внутреннему миру.

8. Установите режим погодок

Справиться с погодками вам поможет режим. Не расстраивайтесь, если не устанавливали его с первым ребёнком. Это получится сейчас. Вы и сами не заметите, как будете сначала укладывать в одно время, а потом и кормить их. Это намного удобнее.

Установите режим сна. Наберитесь терпения и не заставляйте детей. Когда они привыкнут друг к другу, то станут засыпать одновременно.

Вы можете облегчить себе задачу, если в дневной сон вынесете новорождённого в коридор или на балкон. Таким образом, он не будет мешать спать старшему и наоборот.

9. Научитесь справляться с детьми самостоятельно

Не просите помощи у родственников первые 3 месяца, иначе вы не научитесь делить ваше внимание между двумя детьми. Более того, возникнет ощущение, что вы не справляетесь.

Научиться все делать, когда погодки только с вами: играть вместе, гулять, кормить, и укладывать спать. Распределяйте домашние дела. Какие-то из них делайте, пока дети спят. Другие - уборка или приготовление еды - делайте, когда они бодрствуют.
Принимайте помощь от родственников и друзей, когда вы научились справляться сами.

Когда дети будут подрастать, то привлекайте их к домашним делам. Если готовите, то позовите их помочь, они могут, например, помешать тесто для блинов или помыть овощи. После еды должны сами убирать свою посуду.

Так вы не только воспитаете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшите отношения внутри семьи. Это поможет смягчить соперничество между погодками.

10. Определите семейные роли

Сразу скажите детям, кто из них старший и младший ребенок. Воспитывайте детей, ориентируясь на такое распределение ролей.

Старшего научите заботиться о младшем, пусть он старается стать образцом для подражания. Младшего приучите слушаться старшего и учиться у него.

Распределение ролей снижает соперничество между погодками, потому что у каждого будет свое место. Кроме того, это развивает ответственность и прививает уважение к старшим.

10. Создавайте семейные традиции

Семейные традиции укрепляют семью, формируют чувство единства ее членов и усиливают близость отношений. Не путайте их с поездкой на море или с другим способом проведения каникул или выходных.

Пока дети еще маленькие, то семейной традицией может быть чтение им книжки на ночь. Когда маленький сможет сидеть за стульчиком, то устраивайте ежедневные ужины за столом без телевизора. Пусть каждый расскажет свои новости за день. Здесь можно обсуждать все, что угодно.

Еще традицией можно сделать:

  • поход в театр или музей в выходные
  • совместное украшение елки игрушками
  • изготовление подарков своими руками на праздники
  • оформление семейного альбома
  • и многое другое.

Главное, чтобы это стало ритуалом и приносило всем удовольствие.

Не все так плохо…

Если дети капризничают и не слушаются, то не старайтесь переделать нарушенное поведение. Постарайтесь наладить свои отношения с каждым ребенком. Задайте себе вопрос: «Чем недоволен ребенок?» Проанализируйте ситуацию.

Вы встретите много трудностей. Не пугайтесь. Дети быстро вырастут, и жизнь наладится. Сейчас важно показать им, как нужно общаться. Поселите в их сердцах любовь вместо ревности и соперничества. И тогда погодки станут друзьями, и будут радовать вас.

Начните прямо сейчас. Вы уже сталкивались с детской ревностью? Поделитесь в комментариях личным опытом.

Вконтакте

это дети с минимальной разницей в возрасте, до 3-х лет.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-погодок , связаны с их агрессией, направленной друг на друга, порой с желанием уничтожить сиблинга, ревностью к матери, соперничеством погодок друг с другом, для того, чтобы быть лучшим и любимым для матери, желанием отобрать игрушку у брата или сестры, которой тот заинтересовался, трудностями дисциплины (дети легко заводят друг друга).
1.АГРЕССИЯ. У ребёнка в утробе матери общие с ней физические и психолог ические границы. При рождении общность физических границ нарушается, а вот единые психолог ические границы ребёнка и матери сохраняются до 3-х лет. Приблизительно в 3 года происходит психолог ическое рождение ребёнка, его отделение от матери, хотя первые шаги к своему «Я» малыш делает только, начиная ходить, родители при этом испытывают явные трудности в воспитании своего чада.
Если у малыша рождается братик или сестрёнка до его трёхлетия, то в его единое с мамой психолог ическое пространство, общий с ней мир входит третий, и он оказывается для него лишним. Поэтому маленькие дети очень часто пытаются нанести повреждения своему сиблингу, поколачивают его. Родителям приходится не терять бдительности, чтобы не случилось беды. Перейдя границу трёхлетия, ребёнок продолжает сохранять негативное отношение к своему сиблингу и часто обижает его, толкает, щипает, бьёт беззащитного малыша. Подрастая младший начинает обижать старшего, отыгрываясь за прошлое. Агрессия может достигать таких размеров, что часто единственным выходом из сложившейся ситуации становится разлучение детей .
2.РЕВНОСТЬ. Следующая проблема, с которой могут столкнуться родители погодок
это сильная ревность со стороны детей по отношению к матери. Изначально старший ребёнок был возможно единственным в семье, его опекали, обожали, уделяли максимум внимания. И вот мама забеременела, будучи компетентной матерью она конечно же пытается всё своё время посвящать малышу, но он чувствует, что мама беспокоится ещё о ком-то. Рождается младший ребёнок и происходит ДЕТРОНИЗАЦИЯ старшего, буквально он скинут с трона единственного или младшего ребёнка в семье. Такое падение наносит свои психолог ические травмы и порождает ненависть к малышу, вокруг которого теперь все носятся, а иногда и к маме она же первопричина этих неприятных изменений в его жизни. Любой ценой старший ребёнок желает сбросить младшего с престола, занять своё законное место главного любимчика в семье. Пытается доказать, что он лучше или привлечь к себе внимание, часто истериками, капризами, порчей имущества, напакостничать, только чтобы быть у мамы на виду. Старший ребёнок может на прогулке, в поликлинике убегать от мамы или залезать на высокую горку, только чтобы она оставила маленького и понеслась за старшим, закатывать истерики в магазине, чтобы она уделяла ему максимум своего внимания, без конца разливать соки и молоко дома, только бы мама убирала за ним, а не за младшим.
В такой напряжённой и нервозной ситуации маме, как правило очень сложно сохранять спокойствие. Она начинает раздражаться, срываться, орать на старшего, а у последнего от такого поведения мамы обида на неё только возрастает, а ревность к сиблингу усиливается.
Мама же, прекрасно понимая, что свою заботу и любовь нужно проявлять и к старшему, разрывается между домашними делами, детьми , не дающими ничего сделать, мужем, а иногда и работой. Постепенно она начинает ощущать полное бессилие в отношении многочисленных попыток превратить этот «сумасшедший дом» в уютную обитель с тёплой семейной обстановкой, где растут «цветы жизни».
Однако после 5 лет старший ребёнок может стать гиперпослушным, ответственным, в последствии отличником и достигающим многого. Всё это, только для того, чтобы доказать, что он лучше того инфантильного самозванца, чтобы его ставили в пример младшему и мама любила его больше.
3.СОПЕРНИЧЕСТВО. Какой нормальный родитель не пытается привить своим детям любовь друг к другу, чувство родства, братства, важность поддержки и помощи друг к другу. При воспитании погодок
это сверхсложная задача в их борьбе за власть в семье, «место под солнцем», которое конечно же рядом с мамой. Заметным соперничество становится, когда младшему исполняется 3-4 года. Каждый из детей стремится быть первым во всём. Дети могут перебивать друг друга, стараясь перекричать, сказать (проорать) первее, спорить и хвастаться. А если быть первым не получается, то отказывается от дела вовсе, например, одеваться, убирать игрушки, рисовать, выполнять какие-то учебные задания. И чем больше его заставлять делать то, где он не самый успешный, тем больше негативизма появляется у малыша.
Сравнивать детей друг с другом категорически нельзя. Можно лишь отмечать достижения каждого, сравнивать со своими собственными прежними достижениями и поощрять за это.
4.ДИСЦИПЛИНА. Несмотря на соперничество, в ряде ситуаций погодки демонстрируют удивительное единство целей. Если один сильно возбуждён и разбаловался, другой заводится не на шутку. Вместе они чувствуют свою силу над родителем, которому с двумя просто не справиться. Эффективным способом угомонить их на несколько минут является изолировать друг от друга, например, развести по разным комнатам, на 3-10 мин., но не дольше.
Поведение детей-погодок часто напоминает сообщающиеся сосуды. Если с одним всё замечательно, то другого начинает клинить: он истерит, бесится, отказывается выполнить мамину просьбу или наоборот, если один дебоширит, то другой старается быть паинькой.
5.ОТБИРАНИЕ ИГРУШЕК. Стремление отобрать игрушку, которая понравилась сиблингу, может сохраняться до конца младшего школьного возраста. Дети до школы вообще склонны отбирать друг у друга игрушки, у погодок же это стремление гипертрофированно. Объяснение простое: наличие игрушки в своих руках
это подтверждение целостности личных психолог ических границ, ведь жизнь погодок это постоянное покушение на личное пространство друг друга. Кроме того, то, чего нет в руках, всегда кажется лучше.
Совершенно невозможно приобретать им разные игрушки, несмотря на то, что покупать дорогие игрушки дважды родителям психолог ически трудно.
Выход здесь только один
наличие личных, но одинаковых игрушек у детей . Это часть их приватности, уважение к их психолог ическим границам.


ОПТИМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Позаботиться о хороших взаимоотношениях своих детей нужно ещё во время беременности младшим. Старшему необходимо объяснить, что скоро ваша семья станет ещё больше, а значит и жизнь в ней интересней, родится малыш, он потребует много ухода, но, когда подрастёт, ему, старшему всегда будет с кем играть. Поведение старшего может измениться с Вашей беременностью, он может стать беспокойнее, не давать Вам продыху. В ход пойдут арттерапия на животе. Приобретите пальчиковые краски, в крайнем случае медовую акварель, и предложите старшему нарисовать на Вашем беременном круглом животе рисунок-сюрприз для маленького внутри. Объясните, что маленький всё чувствует, и от этого послания у него очень поднимется настроение. На все семейные праздники и российские торжества предлагайте рисовать рисунки для малыша внутри Вас или что-то лепить ему из пластилина, глины или теста. Объясняйте, что малыш внутри Вас всё чувствует, и очень порадуется всем этим поделкам. Поставьте работы старшего на видное место.
Так формируется бондинг. Бондинг – это незримая связь, которая устанавливается между детьми . Чем она сильнее, тем более дети близки друг к другу.


СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Не сравнивайте детей друг с другом. Замечайте успехи каждого и хвалите за них. Воспитывайте у детей гордость друг за друга.
2. Старайтесь, чтобы у детей формировалась не монопривязанность, то есть только к Вам, а множественная привязанность ко всем членам семьи. Для этого активно приобщайте родственников к общению и уходу за детьми . Берите пример с больших итальянских семей.
3. Обязательно соблюдайте режим, с первых дней жизни детей не спите с ними в одной пастели. Вводите чёткие правила и следуйте им. Это позволит создать дисциплину.
4. Если Вы наблюдаете нарушенное поведение у своих детей, прежде всего ориентируйтесь не то, чтобы их переделать, а на то, чтобы индивидуально наладить с каждым свои отношения. Ответь те себе на вопрос, чем не доволен ребёнок? Проанализируйте причины.
5. Дела, которые Вам нужно выполнять сидя, делайте пока дети спят, а активные, например уборка, готовка, когда они бодрствуют. Так они не будут Вас отвлекать.
6. С первых дней жизни младшего приучайте старшего ухаживать за ним. Обязательно высказывайте свою гордость за то, что он у Вас такой хороший помощник.
7. Не задаривайте детей игрушками, но и не обделяйте их ими. Старайтесь избегать посещение с детьми гипермаркетов и больших магазинов с игрушками – это через чур для неокрепшей детской психики. Учите детей ценить те игрушки, которые у них есть. При изобилии игрушек дети перестают их ценить совсем. Им всё больше, и больше нужны новые игрушки.
У каждого должно быть своё место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Приучайте делиться друг с другом всем, начиная от конфет, приучайте делиться и с другими детьми .
Покупайте детям одинаковые игрушки. Этим Вы подчёркиваете их приватность, которую у погодок и близнецов нужно усиленно уважать. Приватность
это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которыми ребёнок не хочет делиться с другими, то, что относится к его внутреннему миру и к уникальности его стиля жизни. Приватность напрямую связана с психолог ическими границами ребёнка, которые образуются приблизительно в 3 года.
8. Будет лучше, если дети будут посещать разные кружки. Ориентироваться при выборе кружков нужно на их интересы. Помните, если в этой сфере отталкиваться от интересов детей, а не своих предпочтений, дети вырастут инициативными, а инициативность
это свойство воли.
9. Создавайте семейные традиции. Семейные традиции укрепляют семью, способствуют формированию у её членов чувства общности судьбы, единства, сплочённости на век, усиливают близость отношений, психологический комфорт в доме. Семейные традиции нельзя путать со способами проведения каникул, отпусков и выходных, например, семейной поездкой в Египет.
Пока дети маленькие семейной традицией может стать чтение им сказки на ночь. Как только младший начал сидеть в стульчике для кормления, устраивайте ежедневные ужины всей семьёй за круглым столом под абажуром без телевизора, где каждый расскажет всем свои новости за день. Обсуждать можно всё что угодно. Это очень укрепляет детско-родительские отношения и отношения между детьми в семье. Культпоходы в театр и музеи по воскресеньям всей семьёй, загородные прогулки каждую субботу. Сделать подарки своими руками на праздники, изготовить всем вместе ёлочные украшения, оформить семейный альбом, родословное дерево, и, ещё море самых разных семейных традиций. Главное, чтобы это стало незыблемыми ритуалами, которые приносят всем удовольствие. «Ничто так не зыблемо в этом мире так, как его переменчивость» гласит китайская мудрость. Семейные традиции
исключение из правил, они гарантируют стабильность, спокойствие, счастье там, где есть непреходящие ценности.
10. Делайте домашние дела вместе с детьми . Так Вы не только воспитываете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшаете внутрисемейные отношения, смягчаете стремление конкурировать у погодок . Пришли с прогулки с собакой, разделись, помойте вместе лапы псу, расчешите его. Когда готовите, обязательно зовите детей помогать, например, можно помешать тесто для блинов или массу для запеканки, взболтать яйца для омлета. После еды дети сами должны убрать всю посуду. Они могут помочь протирать листья и поливать цветы. Во время уборки распределите обязанности, кто, что делает, включите музыку, работайте с хорошим настроением и помогайте друг к другу. Если есть дача, приобщайте детей ухаживать за огородом. Всё это сплачивает семью, укрепляет отношения, способствует трудолюбию, ответственности, воли. Так дети развиваются в разы лучше, чем в любой даже самой продвинутой «студии развития по выращиванию маленьких гениев».
11. Совместные игры. До 3-х лет ребёнка лучше не знакомить с телевизором. Позже
максимум полчаса в день, будь то мультфильмы, сказки или детские программы. А вот компьютерные гаджеты способствуют деградации детей . Что Вы можете сделать хорошего для своих малышей, так это приучать их играть вместе. Представьте им игрушки, покажите, как в них можно играть, особенно интересны ролевые игры, обучайте не драться, а самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, угощать, всем делиться. Способствуйте тому, чтобы Ваши дети играли в командные игры, например, двенадцать палочек, казаки-разбойники, футбол, так они учатся взаимодействовать в команде и в другие дворовые игры, как например в козла, собачка, вышибала, где они учатся проигрывать. Совместные настольные игры дома всей семьёй или с друзьями в лото, домино, в кости, эрудит и т.д. также учат проигрывать и действовать, соблюдая правила. Развитые социальные навыки способствуют хорошим взаимоотношениям у сиблингов.
12. Определите семейные роли. Обозначьте, что есть младший ребёнок и старший ребёнок. Воспитывайте, ориентируясь на такое распределение ролей. Учите старшего помогать заботиться о младшем, стараться стать ему образцом для подражания, а младшего лучше приучать слушаться старшего, учиться у него. Такое распределение ролей резко снижает конкуренцию, ведь у каждого в семье появляется своё место, развивает ответственность, прививает уважение к старшим, укрепляет семью.
13. Культивируйте в детях сочувствие друг другу, формируйте у них привычку приходить друг к другу на помощь, любую вкусность делить на две части. Это значит, что, когда один из них упал, ударился, учите другого ребёнка пожалеть пострадавшего и морально поддержать его. Приучайте детей радоваться успехам друг друга как своим личным, испытывать гордость друг за друга.

Погодки с медицинской точки зрения

Две беременности, двое родов и, соответственно, два послеродовых периода подряд – слишком большая нагрузка и на организм, и на психику. Восстановительный период после родов длится около года, и, когда на него накладывается новая волна гормональных изменений, то это становится слишком сильным стрессом.

Психологи, работающие в женских консультациях, отмечают значительно больший процент послеродовых расстройств настроения у женщин, родивших с таким небольшим перерывом. Так, например, в группе женщин 20–27 лет после первых родов практически не отмечается жалоб на какие-либо проявления нарушений настроения. Незначительный «материнский блюз» выражается в капризности, обидчивости, периодах грусти и вскоре проходит.

Женщины того же возраста, родившие двоих детей подряд, имеют более выраженные симптомы: чувство тоски, потери, значительное снижение настроения, плаксивость, длящиеся по нескольку месяцев. И все это нельзя считать новостью.

То, что двое родов с разницей в год неблагоприятны, известно еще с древности. У народов, живущих традиционным укладом, и сейчас в ходу заговоры на то, чтобы «не рождался второй ребенок, пока этот не побежит и не поплывет», «…пока не освободятся руки у матери», «…пока не обновится молоко». То есть пока старшему не исполнится хотя бы три года.

Древние славянские народы тоже старались избегать слишком маленькой разницы в возрасте. Причем по убеждению во вреде не только для мамы, но и для детей. Видя, что дети, рожденные без перерыва, чаще болеют, бывают более слабыми, они связывали это с особенностью существования их духов-хранителей. У маленьких детей и духи-хранители маленькие. Они так же непоседливы, любят играть и шалить. И им бывает тесно вместе – поэтому один забирает силы у другого. Конечно, сейчас вырастить детей-погодков не проблема в плане физического здоровья. Психологические же особенности такой ситуации стоит предусмотреть.

Слишком маленький старший

«Они же почти ровесники – значит, будут расти практически в одинаковых условиях. Никаких старших-младших, никакой ревности». Такое мнение ошибочно. Родители сами испытывают потребность в том, чтобы одного из детей «назначать» старшим, наделять его более взрослыми чертами – даже если воспитывают близнецов. А тут действительно один намного (по сравнению с новорожденным) старше. Конечно, ему и быть более сознательным, терпеливым, ответственным. А он оказался не готов... Более того, он вообще не понял, что произошло и почему ситуация так изменилась. Ребенку трех и даже двух лет можно доступно объяснить, что у него появится братик или сестричка, поговорить с ним о том, почему мама теперь не может так много времени проводить с ним самим. Его можно успокоить, когда он проявляет недовольство ситуацией, как-то поддержать и отвлечь.

Годовалый или ребенок чуть старше не может понять происходящего, для него все проходит на уровне ощущений. И они не самые лучшие. Он хочет быть все время с мамой, засыпать на руках, постоянно видеть ее лицо, обращенное к нему. Ан нет – теперь это стало недоступно, как ни проси. Это порождает тревогу, лишает чувства полной безопасности.

В период восьми месяцев – года у детей появляется сильная привязанность к маме, когда ребенок отстраняется от других людей и, что называется, с рук не сходит. Это нормальный этап социального развития, и он, как правило, быстро проходит. Но для этого надо, чтобы мама была рядом всегда, по первому зову, и всегда была готова «укрыть» от посторонних. В случае когда к году появляется еще один ребенок, это практически невозможно – руки заняты. В результате привязанность к маме не ослабевает, а, наоборот, крепнет, но при этом бывает основана на подсознательном страхе потерять ее саму. Старший становится очень чувствительным – даже ночью просыпается в то время, когда встает младший для кормления. Как бы присоединяется к симбиозу мамы и младшего. Кстати, его жизнь тоже нельзя назвать безоблачной. Конечно, особых переживаний по поводу нехватки внимания нет – ему просто не с чем сравнивать, но близости мамы ему тоже мало. И в этом, наверное, основная трудность – очень уж схожие у детей интересы.

Иногда родители не видят другого выхода, кроме как отделять детей на время. С одним – бабушка или няня, с другим – мама, а потом наоборот. Это дает возможность каждому из детей иметь столько внимания, сколько нужно. Если, конечно, эти периоды недолгие и в них нет явного предпочтения.

Воспитать заодно

«Алене было четыре месяца, когда я поняла, что опять беременна. Даже не поверила сначала – была уверена, что, пока кормишь грудью, это невозможно. Моя бабушка меня успокоила: «Они же почти как близнецы будут. Вырастут заодно. Даже игрушки покупать не придется новые». Ну, да, игрушки покупать не пришлось. А вот в остальном дети очень разные. Младшей сейчас год, старшей чуть больше двух. Младшая очень способная и шустрая, живо всем интересуется. Старшая внимательная, но очень медлительная и труднее запоминает. Когда учим стихи, младшая может выучить даже больше – хотя еще некоторые буквы не выговаривает. Мы часто шутим, что девочки что-то напутали со своим рождением. Должны были родиться наоборот, если учитывать развитие. Даже думаем их вместе, в одну группу отдать. А потом, возможно, и в один класс».

Погодки с детства пользуются вниманием окружающих. И это, конечно, неудивительно. Двое маленьких детей смотрятся гораздо забавнее, чем один.

Родители погодков часто говорят, что их младший ребенок более способный. И это тоже не вполне соответствует истине. Бывает, что со старшим просто не так много занимались: с новой беременностью, связанными с ней проблемами это отошло на задний план. А потом, когда время появилось, стали заниматься с учетом интересов младшего. Получается, что старший пропустил какие-то «уроки» и теперь ему приходится что-то самому нагонять. Зато младший получил возможность заниматься с опережением – наблюдая за старшим. Так что разница в способностях может быть иллюзией. И не стоит отдавать детей-погодков в одну группу детского сада. В раннем возрасте даже разница в два-три месяца значит довольно много. И не следует сравнивать их способности между собой.

Чувство неполноценности очень важно, оно помогает стремиться к достижениям, учиться чему-то новому. Но если его слишком много, то это тормозит развитие.

Если ребенок постоянно слышит восторг в адрес брата или сестры и насмешки (пусть и самые добрые) – в свой, то ни о какой здоровой конкуренции и речи быть не может. Возникнет либо пассивное отношение ко всему вообще, либо агрессивность, либо (чуть позже) гиперкомпенсация, когда ребенок стремится добиться результата во что бы то ни стало.

Тип личности, склонности, предпочтения – во всем старайтесь видеть различия и каждому из детей дать то, что ему необходимо.

Это, кстати, в дальнейшем будет важным мотивом для взаимного обмена интересами. При правильном подходе дети-погодки бывают очень разносторонними. Они способны увлекать друг друга, многое получать именно от того, что они разные.

И все, достаточно?

Семьи, где есть дети-погодки, говорят, что больше не хотят иметь детей. «Двоих подряд – чтобы за один раз разделаться со всеми этими пеленками-распашонками, а потом уже спокойно заниматься карьерой, своими интересами». Так они говорят и через пять лет, и через десять. А через пятнадцать опять хотят ребенка! Именно в таких семьях чаще всего появляются поздние дети, с большой – иногда даже в двадцать лет! – разницей. Почему? Да потому что то первое (объединенное со вторым) материнство было очень уж тяжелым. Настолько, что, собственно, материнства и не почувствовалось. Был только тяжелый труд, бессонные ночи, постоянный плач и детские болезни.

«Когда смотрю на гуляющих мам и детей, чувствую себя ужасно. Они все такие довольные, спокойные, улыбающиеся. Ласково говорят со своими малышами, что-то им показывают. Я же как загнанная – нет времени ни спать, ни есть нормально. Одному ребенку три месяца, второму – год с половиной. Плачет то один, то второй, то оба вместе. Ко мне даже подруги перестали заходить, и я их понимаю. Муж оптимистично на все это смотрит, помогает мне по вечерам. Но днем я одна и чувствую себя вообще без сил. Иногда даже снится, что я только собираюсь забеременеть, а детей пока нет. Только в этих снах и отдыхаю…».

Неудивительно, что какое-то время этот период многим даже вспоминать не хочется. Зато потом возникает чувство, что маленьких детей никогда не было. Взрослые – да, есть. А малышей – не было. И хочется наконец-то почувствовать это – сейчас, в спокойной обстановке. Старшие чаще всего воспринимают это позитивно и готовы помогать. Но мама по отношению к ним именно в это время может испытывать чувство вины. За то, что не уделяла им столько внимания, не проводила так много времени, отправляла к бабушкам. За то, что не была им так рада…

Несмотря на то что трудностей много, не стоит считать, что дети-погодки – самый неподходящий вариант. В том, что касается детей, такого понятия (с психологической точки зрения) не существует вообще: каждая ситуация имеет и плюсы, и минусы. Определенным преимуществом погодков является то, что они действительно всегда бывают дружны и сохраняют прекрасные отношения на всю жизнь. Они легче переносят подростковый возраст сами и не создают особых проблем для взрослых. Отношения с родителями во взрослом возрасте у них прекрасные (а вот тема ревности сохраняется как раз у тех, чья разница в возрасте идеальна).

Что еще почитать