Кредо албанца - работа на износ. Семьи албании Я вышла замуж для албанца

В Албании до сих пор жива традиция «переделки» женщин в мужчин – их там несколько тысяч. Они берут мужские имена, носят мужскую одежду, ведут себя как мужчины. К этому их толкает Канун – свод архаических, родо-племенных законов.

В этой подборке вы узнаете о причинах появления такого явления и увидите снимки этих «женщино-мужчин» фотографа Джил Петерс.

(Всего 21 фото)

1. Несмотря на то, что треть албанцев – христиане (половина из которых католики, другая половина православные) средневековый свод законов распространяется и на них. В этом Кануне нет ничего удивительного – подобные законы для самосохранения нации есть практически у всех горных, замкнутых социумов – от адатов в Чечне до билус в стране Басков. Другое дело, что в Албании Канун продолжает определять жизнь всего общества, а не только его архаических слоёв.

2. Одна из главных составляющих Кануна – кровная месть. Вот описание обыденной жизни в Албании по Кануну в 1990-е, которое давала газета Die Welt.

3. «Более половины населения северных горных территорий Албании не выходят из своих домов. Они опасаются кровной мести. Дело в том, что если провинился один человек из семьи, кара распространяется и на его родных.

4. За поруганную честь в Албании можно заплатить только кровью, а за пролитую кровь - опять же только кровью. После перемен последнего времени этот закон снова вступил в силу, причём чем меньше государственный контроль и управление на данной территории, тем большую силу набирают законы вендетты.

5. Планы кровной мести вынашивают годами. В деревне Блеран, находящейся недалеко от границы с Монтенегро, был убит Герг Капаклиа. За 13 лет до своей гибели он толкнул на улице представителя семьи Гека, а такое оскорбление, по албанскому кодексу чести, смывается только кровью. Капаклиа, вероятно, убили бы ещё тогда, но железные руки диктатора Энвера Ходжи надежно защищали албанцев от традиции. Герги отправился в Грецию, а когда вернулся, два брата кровно обиженного представителя семьи Гека пристрелили его прямо на улице.

6. Младший брат Герги - Пепин, бывший вместе с ним, заголосил и бросил камень в убийц, которые, недолго думая, пристрелили и его. Теперь уже настал черёд семьи Гека. Один из пяти братьев Герги всё-таки пристрелил одного из Гека, но попутно был застрелен и полицейский, который пытался остановить насилие. Таким образом, семья Капаклиа нажила себе сразу двух кровных врагов: к Гека прибавилась еще семья убитого полицейского.

7. Единственный способ остаться в живых для человека, приговорённого к смерти, - безвылазно сидеть у себя дома. Согласно албанскому кодексу Канун, кровного врага нельзя убивать у него дома, поэтому для семьи типа Капаклиа дом остаётся единственным спасением. Сейчас в Албании всего около 10 тыс. человек заперто таким образом в своих домах.

8. Кровную месть может остановить только глава семейного клана, который должен в случае намерения установить мир направиться добровольно к враждебному клану и предложить свою кровь в обмен на мир и спокойствие своей семьи. Если вторая сторона согласна, то они либо убивают отважного поборника мира, либо дают своё слово - «беса», оговаривая срок, в течение которого они не будут трогать членов клана, запросившего мира, до принятия окончательного решения. «Беса» означает начало возможного мира, который, в свою очередь, означает прощение, часто измеряемое в количестве передаваемого личного имущества и скота.

9. Возможно также обращение к признанному авторитету. Таким является, например, Ндрек Пьетри, проведший много лет в исправительных лагерях. После перемен он возглавил Союз политических заключенных и прославился своей способностью остановить ненависть и прекратить кровную вражду. Пьетри не призывает отказаться от вендетты вообще, считая, что она приобщает албанцев к настоящим законах их предков, реальная суть которых сейчас забыта и искажена.

10. Раньше, рассказывает Пьетри, провинившаяся семья скрывалась в горах и ждала решения совета старейшин. Старейшины обычно наказывали только убийц и непосредственных виновных и не трогали всю семью. Вот эту традицию и собирается восстановить Пьетри».

11. Сегодня, конечно, Албания в какой-то мере европеизировалась, но жизнь по Кануну осталась. В частности, согласно 88 параграфу, Канун признаёт наследником сына, а не дочь, в том случае, если в семье нет сыновей-наследников. Дочь при этом может стать только «бурнеша», то есть «женщино-мужчино»»: принять клятву оставаться целомудренной и не вступать в брак, и эта клятва не должна нарушаться до конца её жизни. Только таким образом женщина может стать главой семьи и официальным наследником. Бурнеша хорошо приняты в рамках общности, ими даже восхищаются за силу воли… Бурнеша одеваются как мужчины, ведут себя как мужчины и обладают равными с мужчинами правами – вот только не могут иметь детей.

12. А с учётом того, что сотни, а то и тысячи семей албанцев из-за кровной места лишены сыновей-наследников, «бурнеша» – очень распространённое явление. Точного их числа в Албании никто не знает, но обычно подсчёт идёт на тысячи – минимум 3-5 тыс.

Говоря о современном мире, можно заметить, что во всех мусульманских странах происходит практически одно и то же. Молодые девушки и мужчины стремятся вырваться из плена традиций и обычаев и начать жить так же, как и европейцы.

Естественно, что такое стремление понятно, и оно должно поддерживаться в том смысле, что мы все должны идти в ногу со временем, а не находиться в той же темноте, в какой жили наши предки и возможно, наши родители, бабушки, дедушки.

Однако все-таки стремление начать новую жизнь чаще всего приводит к тому, что ломаются все представления о нормальной и полноценной семье, теряются традиции, которые хранились долгие годы. Это все же неуважение к нашим предкам и старшему поколению, которое старательно передавало нам свои знания.

Никто не спорит с тем, что многие мусульманские законы очень категоричны и строги, но ислам - это одна из самых древних религий и нужно ценить то, что так долго хранилось. Однако если заглянуть в разные страны и обратить внимание на обычаи мусульманской семьи, то встречаются довольно серьезные отличия между той или другой нацией.

Ни в одной стране нет такого обычая, как в Албании, который сводится к тому, что женщины дают обет безбрачия, остаются на всю свою жизнь девственницами и заменяют в семье мужчину. Если учесть, что мусульмане своеобразно относятся к женщинам, такой обычай действительно выходит за рамки понимания.

Все дело в том, что Албания на протяжении всей своей истории всегда находилась в состоянии войны с соседними государствами. Естественно, что в каждой семье существовала проблема нехватки мужчин, которые бы брали на себя всю серьезную работу, которая требует физической силы.

Албанские семьи были многочисленны, поэтому отсутствие мужчины было очень заметно. Для того чтобы навести порядок в семье, где одни женщины, которые начинают жаловаться на тяжелую судьбу, необходимо, чтобы в доме обязательно был кто-то с очень сильным характером и духом.

Такое положение в албанской семье, когда сильные мужчины участвуют в военных действиях, привело к тому, что появился такой обычай, что одна из старших женщин в семье принимает решение оставаться на всю жизнь девственной, не выходить замуж и взять на себя в семье мужские обязанности.

Вся мужская работа ложится на плечи этой женщины, которая полностью меняет свой образ жизни. Она начинает носить мужскую одежду, обрезает волосы и даже ее характер становится более твердым.

Со стороны - это обычный мужчина, сильный, мужественный, готовый решить любую проблему, который делает все, для того чтобы семья, ни в чем не нуждалась. Ни о какой смене пола здесь не ведется речь и о том, что в женщине просто играет большой процент мужских гормонов. Это совершенно не относится к делу, потому что это самостоятельный выбор женщины, которая лишает себя всех радостей жизни.

При ближайшем общении - это очень интересный, общительный человек, который всегда готов поддержать беседу. С этими албанскими женщинами можно разговаривать обо всем, и она всегда готова выслушать. Эти женщины до конца своих дней остаются выполнять в семье роль мужчины, и все остальные члены семьи подчиняются им именно как хозяину дома.

На современный мир такие женщины смотрят не то чтобы с неодобрением, просто с некоторым недоверием. Современная молодежь в Албании, совершенно не придерживается тех правил и обычаев, которые никто не отменял.

Свободу, которую получает сегодняшняя молодежь, многие женщины используют слишком усиленно. Молодых людей, которые долгое время воспитывали в воздержании, в настоящее время поддаются своей страсти и совершают одну глупость за другой.

Отношения к браку и семье, которые всегда для албанцев имели большое значение уходит на самый последний план. Сначала думают только о своих желаниях и потребностях и только потом о том, что все-таки необходимо соблюдать нормы.

В то время, когда добрачные отношения были запрещены, в семье было больше доверия. В настоящее время, чем больше связей было у мужчины и женщины, тем большее недоверие они испытывают друг к другу.

Многие молодые люди могут очень долго прожить вместе до того, как решатся на то, чтобы вступить в брак или же просто расходятся, потому что между ними нет понимания. Современный мир разлагает молодежь, которая все понимает в буквальном смысле и переходит все границы запретов.

Свобода, которая на сегодняшний день дана женщинам в Албании, для самих женщин очень привлекательна. Многие, воспитанные по традициям, женщины изначально поддаются тем возможностям и соблазнам, которые перед ними открываются, но по прошествии некоторого времени понимают, что все же старые традиции и обычаи намного крепче связывают семью, нежели свобода в отношениях и вседозволенность.

В настоящее время очень тяжело вернуть то, что было несколько лет назад, потому что молодые люди почувствовали разницу. Раньше ни один молодой албанец или албанка не могли подумать даже о том, чтобы связать свою жизнь с человеком другой национальности, другого менталитета. Необходимо, чтобы супруги подходили друг другу внутренним миром, на который на сегодняшний день совсем не обращают внимания, поддаваясь секундному порыву страсти.

Также существуют албанские семьи, в которых главенствуют женщины вместо мужчин и они стараются оградить свою семью от того, что происходит, стараются напомнить им о национальных и духовных традициях. Они делают все, что возможно, хотя это не всегда удается и иногда молодое поколение выходит из-под контроля.

Однако все же в таких семьях намного меньше вольностей и проблем взаимоотношений, потому что каждый член семьи бережно хранит то, что связано с семейными ценностями и традициями.

Каждый может наблюдать со стороны, к чему иногда может привести слишком большая свобода в мыслях и в действиях, когда на первое место встает удовлетворение своих потребностей. Стоит задуматься над тем, так ли уж нужно сразу бросаться в омут с головой, когда мир открывает так много всего.

08 сьнежня 2010

Стоило бы рассказать побольше про самих албанцев. Благо они заслуживают этого.


Как я уже писал, Албания - страна исламская. Пожалуй, единственная в Европе преимущественно мусульманская страна. Босния исламская наполовину, Россия имеет лишь отдельные территории, как и Македония. Косово мы за отдельную страну считать не будем, а Турция и Казахстан сами находятся в Европе лишь частично.

Однако не следует думать, что попав сюда вы прямо попадёте во что-то, полностью похожее на, скажем, Сирию. Нет, хоть контраст с основной Европой очень сильный, всё же страна не настолько традиционна. Всё-таки близость цивилизованного запада позволяет стране европеизироваться. Таким образом, в среднем, Албания, это эдакая смесь Запада и Востока с преобладанием последнего.

Религия очень слабо распространена среди населения. Что не удивительно, ислам албанцам насадили турки, правившие здесь более 400 лет. Кроме того, религия активно вытеснялась в годы советского правления. Посему, нормы шариата здесь почти никто не соблюдает, да и вообще религиозных людей очень мало. Также распространено христианство. Тем не менее, мусульманский менталитет в албанцев въелся очень плотно, и проявляется во всём. В качестве характерного примера. Сколько мы ездили, большинство мужчин общалось исключительно со мной, к Наташе вообще практически не обращались. А стоило мне отойти, то появлялись какие-либо женщины, которые начинали расспрашивать её обо всём. Или другой пример - едем в маршрутке, рядом с нами сидит пожилая супружеская пара, причём муж сидит у окна, жена рядом с Наташей, а я около прохода. Потом по каким-то причинам, мы поменялись местами и я оказался рядом с тёткой. После чего она берёт и меняется с мужем местами, чтобы не сидеть рядом со мной.
Кстати, про Рамазан и другие мусульманские праздники объявления встречаются часто

Любимое занятие албанцев - ничего не делать. В течение дня на улочках албанских городов можно наблюдать кучу людей разных возрастов, которые сидят в кафе, пьют кофе, общаются, читают газеты и т.д.






Особо популярны посиделки у пенсионеров. Практически в любое время суток в хорошую погоду они вот так тусуются


Самые ленивые не сидят, а лежат на травке

Кстати, бухать албанцы ох как любят. Больше всего в ходу пиво

Также популярны всякие игры типа домино.

Снова жареная кукуруза


И минирынок

Зачем работать, если лучше ждать у банкомата погоды?

Самое интересное время дня - это ранний вечер. В районе 6-7 часов, люди высыпают на улицы, и в городах начинается реальная движуха. Масса народу гуляет по улицам, сидит в кафешках на открытом воздухе, в общается, поёт. Смотришь на всё это, и возникает ощущение, что сегодня какой-то праздник. Так мы и думали, что нам так повезло. Но нет, это обычный албанский вечер, просто вот так в радостной атмосфере они любят его проводить. Очень приятно находится среди всего этого, такой вечер куда больше дарит приятных ощущений и даёт представление о стране, чем всякие достопримечательности и памятники. Однако к 9-10 часам люди расходятся по домам, город пустеет...

Азиатского формата дети

Многие из них, кстати, обладают классическими (в российском смысле) гопническими замашками. Как то ехали мы в поезде, так компания "конкретных пацанов" лет по 14-15 ворвалась в вагон, разположилась в соседнем с нами купе и стала орать, ржать и ломать поезд. Мы испытыли до боли знакомое чувство неуюта. Наверное оно известно и вам - когда где-то рядом (скажем, в электричке) компания поддатых придурков начинает вести себя непотребно, и есть опасность, что сейчас она подойдёт к вам, и не даст спокойно жить. И нет возможности оградить себя от общения с ними Албанские гопники всё же заинтересовались нами, но какую-либо агрессию проявлять не стали. Да и незнание языков не способствовало поддержанию взаимодействия, и гопники через некоторое время отправились восвояси.. Однако осадок остался.

Папа-мама-я - очень дружная семья

А этот товарищ не только кока-колой торгует, но ещё и содержит гостиницу около входа в которую и сидит:)

В суровых добродетелях воспитан,
Албанец твердо свой закон блюдет.
Он горд и храбр, от пули не бежит он,
Без жалоб трудный выдержит поход.
Он - как гранит его родных высот.
Храня к отчизне преданность сыновью,
Своих друзей в беде не предает
И, движим честью, мщеньем иль любовью,
Берется за кинжал, чтоб смыть обиду кровью.

Дж. Байрон “Паломничество Чайльда Гарольда”

Вера Филимонова, один из учредителей сообщества «Русский мир в Албании», директор компании «Vera Property» и популярный блоггер, описывающий свою жизнь в Албании, (www.verainalbania.livejournal.com) по ее словам, «борец с мифами и стереотипами об этой прекрасной стране».

Верин муж – албанец, вместе они живут в Тиране уже 3 года. Она делится со мной своими наблюдениями о местных обычаях и рассказывает о том, как часто автоматы Калашникова попадают в албанские новости, как можно провести вечер в Тиране и какие они, албанские кавалеры.

Мы пьем кофе на террасе отеля «Doro Сity» в довольно оживленном районе Тираны и рассматриваем проходящих мимо симпатичных и нарядно одетых девушек.

Вера, скажи, что сегодня модно в Тиране, здесь какая-то своя специфическая мода, азиатско-турецкая или больше европейская?

Несмотря на повсеместное использование местными женщинами китайских зонтиков от солнца, с которыми они вообще не расстаются, мода здесь определенно настроена на Европу, в частности, на Италию.

Да, вот я вижу, что в хиджабах здесь никто не ходит.

В очень редких случаях, разве что где-то в деревнях. Диктатор искоренил в стране религиозность, особенно в Тиране, которая, вообще-то, светский город. Молодые девушки, студентки, здесь вовсю отрываются, одеваясь в экстремально короткие юбки. Женщины постарше ориентируются на Милан.
Уровень жизни здесь, конечно, невысок и не позволяет одеваться в бренды, но все тенденции – итальянские.

В Албании – сегодня кризис?

Как и везде, но последствия его не так сильны как в той же Италии или Греции, например. Моя подруга рассказывает, что в Греции из-за кризиса вымерли целые улицы, в Албании такого нет. Здесь невозможно прожить на социальное обеспечение от государства, а сами по себе албанцы очень трудолюбивы, будут работать за буханку хлеба, выживание у них в крови…. Работают и пенсионеры и маленькие детишки, продавая фрукты туристам с собственного огорода, например.

Как насчет преступности в стране? Меня так отговаривали въезжать в страну на машине с русскими номерами…

О, насчет Албании существует так много мифов! 99 процентов из них вообще не имеют ничего общего с реальностью. Некоторые туристы возвращаются из Албании разочарованные, сетуя на то, что никто им на улицах не предлагал оружие или наркотики, не подкладывал сестер в постель и не зарился на их внутренние органы.

То есть, туристы едут в Албанию за приключениями и не находят их?

Да, есть и такая категория туристов. Но туристы, которые выбирают Албанию для отдыха, остаются довольны, путешествуя по старинным городам и отдыхая на прекрасных пляжах. Конечно, инфраструктура Албании не дотягивает до уровня Лазурного берега или Мальты, или Турции с Египтом с их системами «все включено»… Зато здесь есть деревушки на берегу Ионического моря, где местное население настолько не избаловано российскими туристами, что их буквально носят на руках, запоминают дни Рождения и пекут им торты.

В прошлом году, моя сестра сказала своему мужу-итальянцу о том, что мы собираемся ехать в Албанию и он легко пожелал нам хорошей поездки, сестра даже удивилась:
- Неужели ты совсем не беспокоишься о нас? Ведь Албания – такая страшная страна.
- О, нет, - ответил он. Я думаю, что в Албании очень спокойно, потому что вся мафия – у нас.

Да, возможно, что так и есть. Но дело в том, что есть две разные страны: Албания и Косово, и в Европе их жителей часто путают. Внутри Албании еще есть деление на север и юг. Так вот, когда речь идет об албанцах, еще вопрос, откуда они, из Косово или из Албании, с севера или с юга.

Наверное, север, как в большинстве стран, более развит?

Нет, наоборот, юг Албании более культурный. Что касается людей с севера, то уровень образования и культуры у них, как правило, намного ниже. Они даже по мобильному телефону разговаривают так громко, как будто с одной горы не могут докричаться до другой. Тоже самое касается Косово… Косовары, которые «десантируются» к нам на отдых целыми автобусами, очень шумные, предпочитают отдыхать с громкой музыкой, шумом, гамом и дымом-коромыслом от кур-гриль и жареного мяса.

Албанские мужчины они, вообще, какие?

Их первая черта – семейная ориентированность, для них в порядке вещей много времени уделять своим женам и детям. Пойти всей семьей в ресторан с грудничками – абсолютно нормально, также как папу оставить дома с детьми. При этом они зачастую очень ревнивые и темпераментные. Хотя лично мне очень повезло, мой муж просто «золото» во всех отношениях. Еще албанские мужчины очень серьезны в отношениях, не станут, грубо говоря, «разводить на секс». Если уж албанец заинтересовался девушкой, то он окружит ее вниманием, заботой и построит далеко идущие планы.

То есть, «поматросил и бросил» - это не про них?

В большинстве случаев, нет. Албанский кавалер будет звонить своей девушке
по 10 раз на дню, принимая активное участие в ее жизни. Но вот разведенной женщине с детьми сложнее выйти замуж в Албании, чем одинокой девушке.

То есть у матери-одиночки в Албании нет шансов устроить личную жизнь?

Шанс есть, но очень маленький…

Существует ли в албанских семьях рукоприкладство?

Существует, но, наверное, как и везде… Наши соотечественницы, которые замужем за албанцами, как правило, знакомятся с ними за границей, то есть в мужья им достаются продвинутые и не зашоренные мужчины, воспитанные и образованные. Что касается деревень и отсталых северных районов то там, возможно, рукоприкладство и встречается.

Здесь не убивают женщин за измену как во многих странах мусульманского мира?

В новостях встречаются такие случаи, когда, например, отец может застрелить собственную дочь за «недостойное поведение». Здесь свои традиции и законы, они достаточно суровы, и я бы не советовала людям необдуманно забираться в глушь албанских деревень, особенно северных районов, граничащих с Косово, где полиция имеет последнее слово. Кровную вражду в Албании никто не отменял…. В 90-ые годы в Албании лопнули финансовые пирамиды, народ разъярился, были разворованы склады с оружием, которое государство продолжает изымать и по сей день… Но автоматы Калашникова иногда попадают в новости, когда кто-то кого-то решает неосторожно припугнуть, всякое бывает.

Насколько закон в Албании работает? Ест ли шанс посадить в тюрьму, например, сына чиновника за что-то подобное? Высок ли уровень взяточничества и коррупции в стране?

Безусловно, закон работает. А с тех пор как Албания получила статус кандидата в члены Евросоюза, ситуация улучшилась, стало еще больше порядка. Насчет уровня коррупции ничего не могу сказать, я не вхожа в гос. структуры. Уровень преступности в стране невысок, здесь не встречаются случаи изнасилования, похищения детей, педофилии из-за общечеловеческих принципов. Зато если человек, допустим, нечаянно сбил пешехода на дороге, его самого могут посадить на несколько дней в тюрьму, чтобы до него не добрались разъяренные родственники и не учинили самосуд.

Знакомый бывший разведчик однажды рассказал мне о том, что албанская мафия считается самой страшной в мире, в том числе из-за невозможности внедрить в нее кого-то «из своих» из-за особенностей албанского языка. Действительно ли язык так сложен?

Язык достаточно сложный, но я понимаю, что он имел в виду. Вроде бы Албания - небольшая страна, всего около 3 миллионов человек населения, но в каждом регионе свое особое произношение, которое безошибочно вычисляют сами албанцы. «А ты, наверное, из Берата?» В Берате тут же найдется масса общих знакомых, и на незнании соседки Миры можно легко проколоться.

Я вижу, что здесь очень много симпатичных девушек. Современные женщины Албании, они какие? Предпочитают работать или сидят дома с детьми?

В Тиране женщины работают, ходят на фитнес, посещают выставки и модно одеваются, а преимущественное большинство женщин в стране, конечно, традиционно занимается домом и детьми.

Среднее количество детей в албанских семьях?

В столице – максимум один или два ребенка, а в деревнях четыре-пять – нормальное явление.

Вера, а как тут обстоят дела с культурной жизнью или досугом? Какие перспективы провести вечер, например, в Тиране?

Конечно, культурная жизнь несколько одноообразна. Но тем не менее здесь можно заглянуть в музеи, где кроме постоянных экспозиций, устраивают и тематические выставки, можно послушать симфонический оркестр, сходить в театр. Иногда проводят кинофестивали, джазовые или рок-концерты. Это все не только в Тиране, но и в Дурресе, Саранде, Фиери, Шкодере, Корче, Эльбасане.

Сложно ли россиянке, переехавшей в Тирану найти здесь работу? Наверное, без албанского языка – нереально?

Нет, почему же? Реально, даже без языка. Здесь большой спрос на квалифицированных специалистов в области маркетинга, логистики, IT, здравоохранения, востребованы банковские работники. Большинство зарубежных компаний отдают предпочтение экспатам в тех областях, где трудно найти албанцев с соответствующим уровнем компетенции, даже если иностранец не владеет албанским языком. Легче найти для него переводчика или заплатить за языковые курсы. Некоторые мои знакомые девушки работают также в call-центрах. А кто-то открывает свой бизнес.

И какова в Тиране средняя зарплата?

От 200 до 400 евро примерно. Квартиру можно арендовать от 100 евро в месяц примерно, но понятно, что зависит от района и пр.

Вера, а чем ты сама занимаешься в Тиране, кроме общественной деятельности и ведения блога?

После медового месяца в Албании мне захотелось бурной деятельности, я так и не смогла привыкнуть к размеренному темпу жизни Балкан. Муж меня обеспечивает, но московская привычка к чему-то постоянно стремиться сохранилась. Так появился мой проект в области туризма и недвижимости в Албании. Правда и времени свободного в сезон практически не бывает.

За три года жизни в Тиране ты видишь какую-то динамику развития страны в целом?

Конечно, Албания очень активно развивается. Буквально на каждом шагу что-то строится: новые отели, эстакады, дороги, жилые дома, комплексы. Постепенно решается вопрос с мусором, улучшаются сферы здравоохранения и образования. И мы надеемся только на лучшее…

Морфологические черты (по Куну (т.е. некоторая их часть безнадёжно устарела)):

Рост. Племена Мальсия е Мадхе – 173; Дукагин (живут на границе с Черногорией) -174 см. Племена Центральной Албании – 169 см. Племена Мати и Мирдита (живут на юга страны) – 167 см. Тенденция уменьшения роста: Север-Юг. Рост албанцев, с хронологической точки зрения, является постоянным – нет письменных свидетельств о его изменении.
Средний рост в сидячем положении – 52,8 см
Средний головной указатель – 85. У племён, живущих на побережье – 86,5 / 87. У племён живущих на восточной границе страны – 83. Тенденция уменьшение ЦУ: Запад-Восток.
Длина головы: 186-190 мм - на Севере. 183-185 – на Юге. Ширина головы: 162 мм – у племени Мальсия е Мадхе; 165 мм – у племени Лума. Высота черепа: 129 мм – на Севере; 126 мм – на Юге.
Метрика лицевой части черепа. Тенденция к уменьшению значений: Северо-Запад – Юго-Восток.Ширина лба – 110-112 мм на Северо-Западе; 107-108 мм – на Юго-Востоке.
Ширина лица – 144 мм - на Северо-Западе; 140-141 мм – на Юго-Востоке.
Ширина челюсти – 109 мм - на С.-З.; 107 мм – на Ю.-В.
Высота лица: 124 мм – на Севере; 126 мм – на Востоке; 121 мм – в Центре.
Лицевой указатель: 86 – в Центре и на Западе; 89 – на Востоке.
По антропометрическим показателям Север и Запад страны являются продолжением антропогеографической области, которая берёт начало в Черногории.
Жировая прослойка в мягких тканях лица практически отсутствует.
Цвет кожи. Почти все геги светлокожи (оттенки 3-7 по Лушану). Веснушки встречаются редко – 5% (максимум) - на Севере.
Цвет волос (выборка – 1100 человек): 40% - чёрные; тёмно-каштановые и каштановые – 45%; светло-каштановые и светлые – 15%. Лишь у 2-х человек были найдены пепельные оттенки.
Цвет бороды: 6% - чёрная; 36% - каштаново-рыжая или тёмно-рыжая; 30% - золотисто-белокурая или светло-каштановая с золотистым оттенком; 3% - рыжая; 25% - другие оттенки. Самые тёмные оттенки – у племени Мирдита на Востоке; самые светлые – у племен, живущих на Юге и Западе.
Форма волосы – волнистаа.
Рост волос на лице и на теле – выше среднего.
Форма спинки носа: 50% - выпуклая; 6% - вогнутая; 44% - прямая или волнистая.
Затылка обычно являются слабовыпуклыми. Плоские затылки – 30% (у Мальсия е Мадхе – до 50%). Уплощение лямбды – в 44% случаев.

Албанцы динарского типа:

Албанец из баираки Лума:

Представители племени Лума обладают наиболее светлой пигментацией, длинными и узкими лицами, мезо-/долихоцефалией. К. Кун предполагал, что они являются потомками освеших в Иллирии германцев.

Географические вариации ЦИ на территории Балкан...

Здесь заметно, что для черногорцев и гегов характерны аномально большие значения ЦИ.

“…албанский язык принадлежит к индоевропейской семье, занимая в ней обособленное место. По грамматическому строю он обнаруживает аналогии с болгарским, румынским и новогреческим языками, с которыми образует так называемый балканский лингвистический союз. Это обстоятельство указывает на очень древние связи коренного населения Балкан. По лексическому запасу албанский язык – единственный живой наследник исчезнувшей группы индоевропейских языков, к которым принадлежали языки иллирийцев и фракийцев. То обстоятельство, что предки албанцев принадлежали не к фракийским, а к иллирийским племенам, подтверждают материалы археологии. VIII-VII вв. до н.э. – период широкой греческой колонизации. На землях, занятых иллирийцами, возникали греческие колонии – Эпидамн или Диррахий (совр. Дуррес), Аполлония Иллирийская, Бутротум (современный Бутринт) и др. С этими приморскими центрами иллирийцы поддерживали оживлённые связи, происходил постоянный обмен культурными ценностями между ними и греками. Иллирийский этнический элемент был довольно силен среди жителей греческих колоний, особенно в последние века до н.э . “

© сборник "СТРАНЫ и НАРОДЫ"

[ + если учитывать типологическую ретро-концепцию, среди албанцев, помимо классических динарских и ультра-динарских вариаций, распространены варианты, широко распространенные среди греков и болгар - как классические атланто-средиземноморские, так и переходные атланто-средиземноморско-динарские вариации. ]

Что еще почитать