Доктор педагогических наук ргуфксмит марина жийяр: когда ставлю двойки, студенты мне говорят «спасибо! Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков Блюда и напитки

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Ранувокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.

Задание 30 № 1628

В таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные из­ме­не­ния сухой массы насекомых(в миллиграммах) в те­че­ние года в эко­си­сте­ме ку­стар­ни­ков в Аргентине. Эти же дан­ные от­ра­же­ны на графике. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1. С ка­ки­ми про­цес­са­ми свя­за­ны ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти насекомых?

2. На какие ме­ся­цы при­хо­дят­ся пики размно­жения насекомых?

3. Объясните, по­че­му имен­но так, как отраже­но в таб­ли­це и на графике, ко­леб­лет­ся био­масса насекомых.

Задание 31 № 2258

Студенка ин­сти­ту­та физкультуры Ма­ри­на занимается кон­ным спортом. Каж­дый день после ин­сти­ту­та она за­ни­ма­ет­ся верховой ездой по 95 минут. После тре­ни­ров­ки девушка за­хо­дит перекусить в ре­сто­ран быстрого питания. Ис­поль­зуя данные таб­ли­цы 1 и 2, пред­ло­жи­те студентке оп­ти­маль­ное по калорийности, с мак­си­маль­ным содержанием бел­ков меню из пе­реч­ня предложенных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать энергозатраты тренировки. При вы­бо­ре учтите, что Ма­ри­на всегда за­ка­зы­ва­ет омлет с ветчиной.

В от­ве­те укажите: энер­го­за­тра­ты спортсменки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ко­то­рые не долж­ны повторяться; ко­ли­че­ство белков; ка­ло­рий­ность обеда, ко­то­рая не долж­на превышать энер­го­за­тра­ты во время тренировки.

Таблица 1

Таблица энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­ции кафе быст­ро­го питания

Блюда и напитки Энергетическая цен­ность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Двойной Мак­Маффин булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)
Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)
Чикен Фреш Маффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)
Омлет с ветчиной
Салат овощной
Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)
Картофель по-деревенски
Маленькая пор­ция кар­то­фе­ля фри
Мороженое с шо­ко­лад­ным наполнителем
Вафельный рожок
«Кока-Кола»
Апельсиновый сок
Чай без сахара
Чай с са­ха­ром (две чай­ные ложки)

Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской активности

Задания 32

32 . Какой отдел нервной системы обеспечивает регуляцию обмена жиров? Как обеспечивается такая регуляция?

Вариант 1

29. Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.

1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?

2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?

3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)

30. Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.

=Таблица

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

1) Сколько жидкости потребляет организм человека в течение суток?

2) В составе каких веществ вода выделяется из организма?

3) Почему количество поступившей воды несколько меньше, чем воды, выделившейся из организма?

31. Используя данные таблиц (с.11-12), выполните задание:

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной.

«SCIENCE TIME КАК ПРИВЛЕЧЬ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ? Голубятникова Марина, Центр педагогического образования Новокузнецкого филиал института...»

SCIENCE TIME

КАК ПРИВЛЕЧЬ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ?

Голубятникова Марина,

Центр педагогического образования

Новокузнецкого филиал института

Кемеровского государственного университета,

г. Новокузнецк

E-mail: [email protected]

Аннотация Бадминтон является новым направлением в развитии физического воспитания студентов. Введение его в занятия физической культуры ВУЗов, может стать не только решением вопроса по привлечению студентов к урокам физкультуры, но и оздоровления молодежи в целом.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, физическое состояние, студенты, бадминтон, ВУЗ, здоровый образ жизни.

В последнее время стал вопрос о модернизации предмета физическая культура на основе включения в учебный план по физическому воспитанию дополнительных видов спорта, способствующих увеличению двигательной активности обучающихся в ВУЗах, повышению оздоровительной направленности уроков физической культуры, а также видов спорта повышающих интеллектуальную активность подрастающего поколения, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом.

В настоящее время, бадминтон вводится в учебные планы по физическому воспитанию за счет третьего часа физической культуры на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г.


№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», а также методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной

SCIENCE TIME

нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности студента. В то же время она способствует оптимизации его физического и психологического состояния.

Поэтому тема данной работы очень актуальна, так как затрагивает две важные проблемы: почему студенты неохотно посещают уроки физического воспитания как их можно заинтересовать посещать этот предмет. Многие не понимают важности этого занятия. Ведь физкультура уменьшает депрессию и поднимает настроение благодаря выработке эндорфинов-гормонов счастья. Независимо от того, насколько плохо вы себя чувствуете перед упражнениями, безусловно, ваш взгляд на жизнь станет оптимистичнее после их выполнения.

Так почему же занятия физического воспитания остаются второстепенными и нежеланными, а каждый четвертый студент имитирует болезнь, обманывает родителей и преподавателей, а 15 процентов подделывают записку с просьбой освободить их.

Ответы, на мой взгляд, очень просты и прозаичны. Это, во-первых, неуверенность в своих силах (каждая третья опрошенная студентка сказала, что стесняется своей фигуры), во-вторых, отсутствие заинтересованности и мотивации.

Решение данной проблемы я вижу в введении такого способа проведения занятий, который бы заинтересовал всех – и девушек, и юношей. Я думаю, занятия бадминтоном могут хоть не полностью, но частично решить этот вопрос.

В бадминтоне реализуется два важных качества - игра и польза. По мнению спортивных экспертов, бадминтон имеет ряд преимуществ, которые могут быть с успехом использованы в образовании - он доступен, увлекателен, не сложен в освоении на начальном уровне, а также способствует общему физическому развитию, улучшению координации движений, развитию интеллекта.

В высших учебных заведениях массовое развитие бадминтона, как вида спорта, помогает решить основную задачу, стоящую перед физкультурным движением: добиться физического совершенства студентов, укрепить их здоровье, отвлечь от пагубных привычек, привить навыки здорового образа жизни.

Все физические качества - быстрота, гибкость, сила и выносливость, а так же координация - в гармоничном сочетании с разносторонним творческим мышлением развиваются и совершенствуются в этой игре.

Бадминтон очень компактный вид спорта, не требующий больших финансовых затрат на приобретение игровой экипировки. Площадку для игры можно оборудовать в любом, даже самом маленьком зале, площадке во дворе или в парке. Его можно проводить в спортивном зале при наличии

SCIENCE TIME

соответствующих условий и с соблюдением правил безопасности. Возможно так же проведение уроков комбинированного вида, например, легкая атлетика бадминтон. Допускается проводить занятия по обучению игре в бадминтон в осенне-весенний период на открытом воздухе. Эта игра подкупает своей простотой. Уже после первого занятия студент практически овладевает основами игры и может самостоятельно вести её.

Однако чем больше играешь, тем яснее становится потребность в совершенствовании игры. И это привлекает. Деятельность бадминтониста благоприятно влияет на его анатомо-физиологическую структуру. Простота, доступность дают возможность заниматься бадминтоном студентам любого пола, разной физиологической подготовки. Зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили включение этого вида спорта в систему физического воспитания обучающихся в ВУЗах. Широкая возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как реабилитационное средство, в различных группах общей физической подготовки. Так же важным является и проведение соревнований среди студентов - это не определение лучших и худших, а обучение и развитие физических качеств.

Они должны логически продолжать и дополнять учебный про-цесс, увеличивая время на освоение и совершенствование изучаемых на уроках действий и упражнений.

Студентов необходимо учить играть и участвовать в соревно-ваниях.

Сколько бы мы не учили их элементам игры на занятиях, они никогда не научатся, если не будет участво-вать в соревнованиях. Студенты будут значительно лучше разбираться в правилах и тонкостях игры, более уверенно чувствовать себя на площадке и, что очень важно, при любой возможности стремиться играть в бадминтон.

Участники соревнований серьезнее относятся к изучению на занятиях техники и тактики игры, так как соревнователь-ные игры позволяют им понять, почему технические при-емы надо выполнять именно так, а не иначе.

Почему надо определенным образом держать ракетку, а не так, как привык во дворе и т.п.

Студенческие соревнования - необходимый и обязательный элемент учебного процесса.

Нельзя не отметить, что в бадминтоне возникло, своего рода, медицинское направление, так как игра в волан применяется в лечебных целях. Так, в Кисловодском курорте бадминтон широко используют для лечения людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями обмена веществ и нервной системы. Достоинства этой игры в том, что очень легко постепенно повышать физические нагрузки – от минимальных до более основательных. Эта игра не

SCIENCE TIME

тяготит пациентов, а доставляет радость. Наверное, тот, кто придумал эту игру, был хорошим психологом. Физиологи утверждают, что занятия спортивными играми помогают подрасти.

Игра в волан – это прекрасное средство от усталости. Прекрасно снимает напряжение. Слежение за порхающим воланом – полезная гимнастика для глаз.

Как отметил директор ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гемгольца Владимир Нероев, такая игра как бадминтон действительно является эффективным способом как профилактики, так и лечения глазных заболеваний. «Проблема в том, что достичь желаемого лечебного эффекта можно, но играть надо часто. И польза от игр на уроках раз в неделю будет минимальна. Есть смысл подумать над тем, чтобы проводить уроки физкультуры чаще, чем один-два раза в неделю».

Как вид спорта, его также можно рекомендовать людям, которые хотят сбросить лишние килограммы или просто потерять калории. Для этого они занимаются шейпингом, аэробикой, бегают кроссы и т.д. Эти занятия достаточно нудные и быстро надоедают. И вообще, заставить себя регулярно бегать очень сложно. А вот бадминтон – очень азартная и интересная игра, в которой надо много двигаться. В процессе увлечения самой люди они не чувствуют усталости и того, что теряют лишние килограммы. Здесь важно заметить, что все трудности, связанные с физической нагрузкой, отодвигаются на второй план психологическими эмоциями и переживаниями, вызываемыми самой игрой .

Бадминтон – очень демократичный вид спорта. Им можно заниматься в любом возрасте. Конечно, при этом серьезных успехов в профессиональном спорте не добиться, но вот значительно поднять уровень игры можно, так как освоение технических элементов доступно каждому.

Эта игра - является одной из самых массовых игр. Вряд ли найдётся семья в которой не были бы ракетки и воланы. Практически каждый человек когдалибо прикасался к этим спортивным снарядам. Она общедоступная и полезная игра.

Итак, можно сделать вывод, что бадминтон является новым направлением в развитии физического воспитания студентов. Введение его в занятия физической культуры ВУЗов, может стать не только решением вопроса по привлечению студентов к урокам физкультуры, но и оздоровления молодежи в целом.

Что еще почитать